В ходе обсуждения фильма писатель Михаил Веллер ехидно поздравил Павла Лунгина с удачей и сказал, что фильм в итоге внушает отвращение к "проклятому царизму", вообще к власти и идее государства.
В свою очередь, Л.Симонович-Никшич сказал: "Как ни странно, я пока что согласен с Михаилом Веллером. Фильм является, скажем так, прямо, страшной пародией на Россию. И на ее историю. И он является не просто пародией, а является каким-то невероятным и уникальным кощунством. Именно - кощунством. Когда смотрел этот фильм, я понял, что это довольно талантливое произведение, но кощунственное. Это довольно талантливое кощунство: есть кадры очень хорошие, прекрасно играют актеры, актеры все прекрасно играют, Малюта - просто бесподобно, настолько глубокий получается образ, именно образ - какой-то Шекспировский - человека, который страдает. Иван Грозный - примерно та же попытка Шекспировского характера: человек страдает, человек строит Государство, впервые в истории России, потому что до него Государство построено не было. Не было Царства, были княжества. Князья все имели одинаковые права. Допустим, Курбский был Рюриковичем, и по прямой линии он был даже большим Рюриковичем, чем Иван Грозный, с точки зрения родословной своей. И он был изменником. И изменников тогда было много. Не потому, что они были изменниками по характеру и негодяями, а именно потому, что они были могучими русскими князьями и не могли признать власть одного из них над собою. И именно тогда одному человеку, какой впервые в истории России стал Царем и стал Помазанником Божиим, о чем говорится в фильме, - а это совершенно новый статус, сакральный и Божественный, - именно тогда ему пришлось укрощать своих близких товарищей, которые не хотели ему никак подчиняться, разумеется. Ибо все были воины, все были сильны, у всех были уникальные родословные - многие были Рюриковичами, Гедиминовичами и так далее. Это самые сакральные роды. Род Рюрика идет прямо от Августа Кесаря, то есть от Юлия Цезаря".
"И, таким образом, получилось, что в тот момент, когда страна нуждается, - как хлеб, как воздух, мы сейчас нуждаемся, - в некоем утверждении своей силы и славы, мы получаем страшный плевок вместо этого, в лице крайне искаженного и карикатурного образа нашего первого Помазанника Божьего! Я считаю, что это просто безобразие! Безобразие талантливое, и еще раз хочу повторить, кощунственное", - заключил Леонид Симонович-Никшич.