Протоиерей Евгений Соколов: Анафема Дементьеву - это призыв молиться о его вразумлении

Известный миссионер объяснил смысл решения Епархиального Совета Псковской епархии об отлучении от Церкви клеветника-журналиста

0
573
Время на чтение 7 минут
Олег Дементьев В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой) автор статьи ""Осиное гнездо"" под золотыми куполами" в газете "Псковский рубеж" N3 (503) за 14-20 января 2008 года и в газете "Правда" N5 2008 года по правилам Святой Православной Церкви и святых отцов, согласно духовного завещания основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского, сказавшего о том, "кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением Святой Церкви..., на это свидетелем Бог и отец мой духовный", решением Епархиального Совета Псковской Епархии от 14 июля 2009 года Дементьев Олег Владимирович отлучается от православного церковного общения и предается анафеме - проклятию, сообщает сайт информационной службы Епархиального управления Псковской епархии.

Согласно "Основам социальной концепции Русской Православной Церкви", утвержденным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года (Глава XV, п.3), каноническим прещениям могут быть преданы лица "в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей". "В случае возникновения таких конфликтов... епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может... предать каноническим прещениям виновных", - сказано в документе.

Лицо, преданное анафеме, не имеет права участвовать в церковных таинствах, быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С таковым ни один верный не должен иметь никакого общения (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского М., 1994. С. 61).

"Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода. А ведь они в годы гонения на Церковь были замучены и утоплены в водах Чудского озера. Автор статьи даже не удосужился узнать, что до закрытия в 1918 году монастырь был мужским, а не женским. По факту клеветы и оскорбления монашествующих было подано исковое заявление в Арбитражный Псковский городской суд. Решением суда от 14 апреля 2009 по делу N2-369/2009 года Дементьев Олег Владимирович был признан виновным. Суд признал несоответствующими действительности, порочащими репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря и монашествующих сведения, распространенные автором статьи в указанных средствах массовой информации. В газете "Псковский рубеж" N26 (579) от 29 июня-5 июля 2009 года было опубликовано вышеуказанное решение суда", - говорится в сообщении Псковского Епархиального управления.

Правительственное издание "Российская газета" так отреагировало на решение Епархиального Совета Псковской епархии: "Но все равно при этом невероятная серьезность церковной реакции и сама лексика проклятия ("сатанинская ложь", "гнусная клевета") кажется асимметричной акультурности текста, появившегося в малорезонансных газетах. К тому же прибегать к анафеме рискованно для публичной репутации Церкви. Слово "анафема" до сих пор ассоциируется с церковной анафемой великому Льву Толстому, оправданной канонически, но до сих пор смущающей с точки зрения ее общественного резонанса. Во времена ее провозглашения среди смущенных и несогласных был даже сам государь император, а потом к нему присоединился Петр Столыпин. Лев Толстой создал еретическое христианское вероучение, но остался гениальным писателем и великим человеком, до сих пор влияющим на души людей в степени потрясения и вызывающим такую ответную силу любви и привязанности, которую, увы, не всегда могут вызывать канонически правильные люди и тексты".

Протодиакон Андрей Кураев Прокомментировал решение Псковской епархии также известный миссионер протодиакон Андрей Кураев, который в интервью "Российской газете" отметил, что "статья господина Дементьева действительно мало приличная". "Но перевод отношений с ним на язык церковного права предполагает все-таки его собственную церковность, которую трудно вообразить. Церковь может отлучать от себя только своих. А человек, работающий собкором газеты "Правда" по Псковской области, может быть скорее исключен из компартии, но вряд ли отлучен от Церкви. Тем не менее, сам факт звонка из "РГ" и моего ответа вам указывает на некоторую избыточность реакции Псковской епархии на выходки журналиста Дементьева. Такого рода акты переводят диалог с регионального уровня на общероссийский, факт этот получит широкую огласку. Боюсь, что в этих публикациях наименьшее количество строк будет посвящено очевидной неправде "правдинского" корреспондента", - полагает миссионер.

Протодиакон Андрей Кураев призвал "брать пример с Патриарха Алексия II, которому много раз приходилось сталкиваться критикой за годы своего первосвятительского служения. Но он никогда не отлучал никого из критиковавших его журналистов от Церкви. И никогда не подавал в суд ни на какие издания, поливавшие его грязью".

В Союзе журналистов России считают правомерной анафему, наложенную Псковской епархией на журналиста. Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, комментируя решение Псковской епархии Русской Православной Церкви, отметил, что Церковь имеет на это полное право, сообщает Седмица.Ru. "Я думаю, что Церковь вполне свободна в определении того, кого она хочет отлучить от Церкви, кого она не хочет отлучить от Церкви - это ее абсолютно автономное суверенное дело. С таким же успехом этот журналист может сказать, что он отлучает себя от Церкви. Эта вещь не имеет никакого правового значения", - сказал Федотов.

"Что касается отлучения от Церкви - это право любой религиозной конфессии", - отметил Федотов. По его словам, в этой ситуации все зависит от того, является ли журналист воцерковленным православным христианином. "Мы же не знаем, был ли этот журналист до отлучения воцерковленным православным христианином или нет? Для воцерковленного православного христианина отлучение от Церкви - это серьезное внутрицерковное наказание, а для атеиста - это вообще ничего", - подчеркнул секретарь Союза журналистов России. Федотов также отметил, что не помнит другого случая отлучения от Церкви журналиста.

Протоиерей Евгений Соколов Мы попросили руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова оценить правомерность отлучения от Церкви и предания анафеме журналиста Олега Дементьева. "У Церкви есть право отлучать своего чада от церковных таинств, если человек выходит за пределы канонов и догматов, то есть если он хулит веру. К сожалению, многие этого не понимают. Поэтому еще раз хочу сказать, что все люди, крещеные в Церкви, объединены в общее духовное Тело Христово, если какая-то душа грешит, болеет, то от этого страдает все Тело. Если обычные призывы, уговоры и увещевания не приводят к положительному изменению, то у Церкви остается только одно право - отлучить такого человека от Церкви, от церковных таинств. Ведь главное, что мы получает от принятия крещения, - это возможность время от времени прибегать к церковным таинствам, касаться Бога, обоживая и освящая душу. Если человеку это не нужно и более того, если он хулит Церковь, выходит за пределы канонов и догматов, то просто не остается другого пути, как отлучения его от церковного общения для покаяния, для того чтобы он пересмотрел свою жизнь. Это совершенно не проклятие, а это крайняя мера, призыв к человеку пересмотреть свою жизнь. Я знаю, что либеральные СМИ выражают по этому поводу негодование. Но, простите, что любящему родителю остается делать, если сын или дочь совершают непотребные вещи? Ничего не остается, как отпустить с миром ребенка одуматься. Когда одумается - вернется. Так делают очень многие любящие родители, когда испробованы все меры прещения, они отпускают ребенка, чтобы он, опомнившись и набив шишек, возвратился в отчий дом. Вспомним возвращение блудного сына", - напомнил отец Евгений.

"Отлучение от Церкви - это призыв к человеку опомниться, задуматься над тем, что он делает что-то непотребное. Что остается делать Церкви с журналистом, который публично в прессе соблазняет многих своей хулой и не воспринимает простого увещевания, как не отлучить его от церковного общения? Это каноническое право Церкви. Пусть либеральные СМИ, прежде чем возмущаться и негодовать, посмотрят церковное право, церковные законы. Ведь либеральные СМИ постоянно ратуют за то, чтобы в нашем государстве соблюдались законы, и действовало право, в данном случае были соблюдены церковные законы, но им это почему-то не нравится. Это прецедент, и, слава Богу. Ранее в интервью вашему агентству я говорил, что отлучение от Церкви - это крайняя мера, но в сегодняшнем ужасающем духовно-нравственном состоянии общества - это совершенно необходимая мера, и ее стоит использовать. Согласно церковным правилам и канонам, все крещеные люди составляют Тело Христово - это объективно, хотят они этого или не хотят. Даже если человек принимал таинство крещения необдуманно, но так или иначе он входит в Тело Христово, составляя ее болящую клетку, болящий орган. Если человек крещен, то он чадо Церкви, пусть и заблудшее. Почему Церковь не проклинала никогда ни Сталина, ни Ленина, которые были крещеными людьми и гонителями Церкви? Потому что она считала их своими заблудшими детьми. Церковь за них молилась. Она могла отлучить их от Церкви", - подчеркнул руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.

"Первая часть анафемы подразумевает отлучение от Церкви, вторая часть анафемы - обращение ко всем прихожанам молиться о вразумлении того же Льва Толстого, на которого в конце концов эта молитва подействовала, так как он в конце своей жизни пытался приехать на покаяние в Оптину пустынь, другое дело, что он не успел. Так что анафема журналисту Дементьеву - не просто отлучение его от Церкви, но и обращение ко всей псковской пастве молиться о его вразумлении. Анафема - это один из способов призвать человека к подлинному покаянию и служению Богу", - отметил протоиерей Евгений Соколов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Евгений Соколов
Все статьи Протоиерей Евгений Соколов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29