Отвечая на вопрос об итогах состоявшейся 27 июля встречи с президентом Украины В.А.Ющенко, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: "Я удовлетворен встречей с Президентом, это был очень открытый и недипломатический разговор. К сожалению, под дипломатией у нас часто подразумевается некая кривда - человек думает об одном, говорит другое, а делает третье. Такая "дипломатия" всегда обречена на провал. Для меня дипломатия - это способность говорить на языке, который понимает собеседник. Если вы не используете язык, приемлемый для собеседника, вы просто вступаете в конфликт с этим человеком. Поэтому я беседовал с Виктором Андреевичем с полным осознанием того, что передо мной - Президент суверенного государства, человек, облеченный властью и полномочиями. Я излагал ему свое понимание того, что происходит сегодня на Украине, он изложил мне свое понимание, и в этих позициях было нечто общее. Это общее сводится к тому, что необходимо искать пути выхода из церковного кризиса. Думаю, что мы будем вместе искать такие пути - в первую очередь при участии Его Блаженства, который несет особую ответственность за Церковь на Украине как ее Предстоятель; вместе с украинским епископатом и в диалоге с украинской властью".
"Когда нам говорят: либо автокефалия, либо ничего; либо автокефалия, либо раскол - это не разговор. Частное мнение, которое разделяют отделившиеся от канонического Православия группы, не может ставиться в качестве категорического условия объединения всех православных. Это методологический нонсенс, что очевидно любому человеку, имеющему хоть какой-то опыт переговоров и решения конфликтов", - отмечает Предстоятель Русской Церкви.
"К сожалению, я не мог прочитать все лозунги, которыми меня приветствовали оппозиционные политические группы, но какие-то отдельные слова попадали в поле зрения. Ведь это удивительно - чего только не говорят о Патриархе лишь потому, что у него есть иное видение положения дел! И при этом обращаются к Патриарху с просьбой: "Вы, пожалуйста, удовлетворите все наши требования, а если не удовлетворите, то мы будем продолжать говорить, что Вы такой-сякой". Но ведь так не бывает! Во всей методологии, которая сегодня предлагается для уврачевания раскола, изначально заложена бессмыслица", - подчеркивает он.
"Поэтому мое слово ко всем православным заключается в следующем: Церковь должна осознать, что она - родной дом для всех, для правых и левых, для восточных и западных, для демократов, коммунистов, националистов - для всех. Исходя из своей миссии быть общим пространством для всех, она должна выстраивать свои отношения с миром. Если сегодня идея автокефалии радикально политизирована и привязана к политическому выбору определенных групп, то как под эту реальность может быть сверстана вся жизнь православных, когда большое количество с этим не согласно? Значит, нужно объединяться вокруг общей идеи. Но автокефалия такой общей идеей не является, не потому, что якобы есть какие-то имперские происки Москвы (глупость, которую часто обрушивают на людей СМИ), а потому что такова наша история. Киев - это южная столица русского Православия. Иногда нам приводят в пример другие страны: в Чехии и в Словакии - Автокефальная Церковь, в Албании - Автокефальная Церковь. Но Чехия и Словакия ни для кого не были Иерусалимом и Константинополем! И Тирана ни для кого не была духовным центром всей Церкви! А Киев - это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни!" - сказал Святейший Патриарх. "И потому все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах. Вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая Церковь. Откуда это? Покажите мне хотя бы один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34 Апостольское правило, где говорится, что каждый епископ должен знать своего старшего. Вы все знаете своего старшего - Блаженнейшего Владыку Владимира. Канон полностью исполняется. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь", - заявил Предстоятель Русской Церкви.
"Национальные Патриархаты, привязанные к государствам, возникли в XIX веке и раньше, конечно - Румыния, Болгария, Сербия. Но мы знаем, что появление этих национальных Церквей в рамках национальных государств привело к тому, что в Константинополе собрался Собор, который осудил этнофилетизм. Осуждению подверглось не появление этих Церквей, а то, чем оно сопровождалось - осуждалась попытка тесно связать Церковь с государством и нацией, противопоставить это национальное измерение универсальному, вот что подверглось осуждению Православной Церкви", - считает он.
"И последнее, что мне хотелось бы сказать: самое неправильное в осмыслении нынешнего положения Церкви в Украине - это использование политической фразеологии и политических подходов. Вся аргументация в пользу автокефалии сегодня исключительно политическая: суверенная страна - суверенная Церковь. Откуда все это? "Почему мы должны подчиняться Патриарху в Москве?", - говорят те, кто приглашает сюда Константинопольского Патриарха. Почему же Московскому нельзя, а Константинопольскому можно? В этот хор вливаются голоса не только православных, но и греко-католиков, которые ни на одно мгновение не ставят под сомнение законность своего подчинения Риму. Не кажется ли вам, что здесь есть ясный политический подтекст?" - вопрошает Предстоятель Русской Церкви.