"Как вы думаете, в каком смысле Россия может "не сдавать" Севастополь? Имеет ли для вас смысл понятие "русского мира"? Можно ли что-нибудь сделать, чтобы оно наполнилось реальным содержанием?" - с такими вопросами обратился корреспондент Regions.Ru к священнослужителям и экспертам.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает само словосочетание "русский нацизм" оскорблением русского народа. "Это глумление над нашим патриотизмом и нашей историей. Национальное унижение русского народа идет с 1917 года. В свое время Бухарин, задав вопрос: "Кто главный враг советский власти?" - сам на него ответил: "Русский великодержавный шовинизм", то есть то, что называется патриотизмом. Сейчас большевистское "великорусский шовинизм" заменили модным обвинением в нацизме", - сказал он.
"Русскому народу поручена великая миссия хранить Православие, хранить свое единство и преодолевать ненавистную Богу и людям рознь мира сего, которую сеют те, кого отец Андрей совершенно справедливо назвал подонками. Эта пропаганда, к сожалению, часто работает не потому, что люди плохие, а потому, что люди не знают истории. Я бы многим посоветовал перечесть со вниманием замечательную повесть Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба", где он как раз говорит о том, что такое "Земля Русская" и о русском патриотизме", - заявил священник.
"Севастополь - это русский город. Он освящен кровью героической обороны Севастополя в Крымскую войну и героической обороной в Великую Отечественную. Конечно, отдавать Севастополь - это резать по живому, тут отец Андрей совершенно прав", - отметил отец Александр.
"Нам надо решить, кто нам близок: такие люди, как Корнилов, Ушаков, Суворов, Тарас Бульба, наконец, - или те, имя кому легион. Нужно искать правды, опираться на лучшие достижения, которая накопила наша история и чувствовать причастность к великому народу. На вопрос: "Зачем берет в руки оружие православный воин?" - обычно отвечают: "Чтобы защитить". Но этот ответ неполный: воин берет в руки оружие, чтобы победить. Так вот, мы должны быть победителями, но побеждать мы должны зло - благородством, великодушием, решительностью, знанием и любовью к своей великой стране, к ее великой истории, к ее великим людям", - заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак, в свою очередь, признал, что многие действия украинских властей иначе как русофобскими не назовешь. "Когда улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, называют именем предателя Мазепы, когда как главное событие украинской истории подается "устроенный москалями голодомор" - это, вне всякого сомнения, разжигание русофобских настроений. Другое дело, что это в значительной мере результат упущений со стороны России, - нельзя только Украину в этом упрекать. После распада Советского Союза, к сожалению, мы Украину потеряли: у нас просто никогда не было в отношении нее внятной политики", - сказал он.
"Действительно, у нормального русского язык не повернется назвать Киев или Севастополь чужими, иностранными городами. С другой стороны, сегодня Украина на самом деле другое, отдельное государство. Сегодня требования вернуть Севастополь стали бы очередным поводом для разжигания национальных и политических страстей, и я не знаю, насколько это было бы правильно", - добавил священник.
"Но совсем другое дело - вопрос религиозный, вопрос церковный. Для Церкви не существует границ политических. Святейший абсолютно прав - несмотря на политическую рознь, единство Русской Церкви сохраняется на всем постсоветском пространстве. "Русский мир" в этом отношении сохранит свое единство несмотря ни на что, потому что "ненавистная рознь мира сего" побеждается единой верой", - заключил он.
Русская линия