itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Президент, по сути, подписал ордер на арест правительства

Известный экономист Марат Мусин считает, что именно так надо понимать доктрину Совета Безопасности

Мировой экономический кризис 
0
119
Время на чтение 5 минут
Марат Мусин13 мая 2009 года Президент Д.А.Медведев подписал документ развития - "Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Впервые в новейшей истории Росси два основополагающих положения - нация и территория - были правильно поставлены во главу угла. Искренне порадовало наличие в Совете Безопасности государственно мыслящих компетентных специалистов и экспертов. Разработчиками было четко сформулировано, что определяющим сегодня является единство и консолидация общества, проверенные тысячелетиями духовно-нравственные и культурные ценности народа, его здоровье, качество жизни и гарантированное обеспечение естественных прав гражданина с одной стороны, суверенитет и территориальная целостность страны с другой. Официально поставлена важнейшая задача восстановить статус одной из ведущих индустриально-развитых стран мира (войти хотя бы в первую пятерку), отказавшись от колониальной сырьевой модели в пользу промышленной (инновационной) модели развития. В документе достаточно точно сформулированы связанные с этим стратегические цели первого уровня.

Принципиально важно, что главной угрозой национальной безопасности признана сырьевая модель отечественной экономики - позорящая нас сегодняшняя модель проедания национального богатства, макроэкономический курс страны, соответствующая экономическая и социальная политика правительства. Под эти жесткие определения теперь подпадают многие действия власти, включая принятые в последнее время антикризисные меры. Сегодня доктрина Совета Безопасности позволяет привлечь к уголовной ответственности ряд конкретных должностных лиц, вопреки очевидному предложивших руководству страны заведомо неработающие меры выхода из кризиса. В числе этих мер: механизм госгарантий, кредитование реального сектора экономики через частные банки, спасение фондового рынка, избранных банков и олигархов, девальвацию национальной валюты и игру против рубля, установление запретительной ставки кредитования реального сектора экономики, структура федерального бюджета и многое другое. Президент Медведев, оговариваясь, что виновных искать не будет, публично признал - большинство этих мер не сработало и "деньги не дошли" по назначению (вопрос к Счетной Палате, куда они делись).

Однако, в отношении практических мер и путей их достижения у разработчиков стратегии нет никакой ясности. Они не понимают, в частности, что без национализации стратегических высот экономики (сырьевой, банковской, земельной, инфраструктурной ренты и т.д.), подчинения сырьевого капитала промышленному этот переход осуществить будет невозможно. И отношение к вопросу гарантированного обеспечения жильем это наглядно доказывает.

Доктрина состоит из шести разделов. Общие положения первого раздела и содержащиеся там славословия власти - всего лишь дежурная дань политесу. Ведь утверждения о прозорливой и мудрой политике последних лет скорее выдают желаемое за действительное и потому доверия не вызывают. Вместе с тем, в шестом пункте сформулированы все необходимые базовые определения, которые, однако, нуждаются в уточнении. Например, определение национальных интересов дается через совокупность собственных потребностей безопасности в рамках однобокого атомарного подхода, причем в отрыве от проблем безопасности остальных членов международного сообщества. Более правильно формулировать понятие национальных интересов в рамках отношенческой (дуальной) парадигмы. Например, как удовлетворение совокупности внутренних и внешних потребностей в собственной безопасности в обмен на возложение на себя обязательств и гарантий глобальной безопасности.

Во втором разделе, посвященному современному состоянию дел, глобальным тенденциям, вызовам и угрозам настоящим прорывом можно считать двадцатый пункт: "Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие".

Однако, иначе как отрыжкой сырьевой модели экономики нельзя назвать девятый пункт этого же раздела: "ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене". Но когда государство начинает всерьез размахивать углеводородной дубиной, тезис о "закреплении в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда" звучит, по меньшей мере, двусмысленно. Впрочем, ряд экспертов относит этот пункт к тактике сдерживания.

Разработчики правильно видят будущие угрозы в стремлении развитых стран силой обеспечить "обладание источниками энергоресурсов". Однако авторы просмотрели главную стратегическую угрозу. Сегодня Запад сделал ставку на снижение в течение ближайших 5-7 лет своей зависимости от экспорта углеводородов, форсировав переход к альтернативной энергетике на базе возобновляемых источников энергии и энергосберегающим технологиям. После кризиса наступит постнефтяная эра, в которой достойного места сегодняшней России попросту нет.

В следующем разделе достаточно четко определены основные национальные интересы и приоритеты на долгосрочную перспективу. Это и повышение конкурентоспособности национальной экономики, и построение гражданского общества, и обеспечение территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. В числе главных стратегических приоритетов названы: "повышение качества жизни, высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, развитие национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; развитие прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны".

В четвертом разделе "Обеспечение национальной безопасности" представлена детальная, хорошо проработанная программа укрепления национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышения качества жизни российских граждан, обеспечения экономического промышленного роста, развития науки, технологии и образования, здравоохранения и культуры, экологии и рационального природопользования, стабильности и равноправного партнерства. В числе прочего отметим сохранение потенциала стратегических ядерных сил, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, коренное улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, обеспечение доступности жилья, достойной оплаты труда, проведение активной государственной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; ставку на инновации, наукоемкую продукции и продукцию с высокой добавочной стоимостью.

В предпоследнем разделе к основам реализации стратегии отнесено, в частности, создание важнейших механизмов и системы стратегического планирования, единой системы распределенных ситуационных центров.

В заключительном разделе с учетом рекомендаций науки определены основные характеристики состояния национальной безопасности, которые включают оценку и мониторинг таких ключевых показателей как уровень безработицы относительно всего экономически активного населения; соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; уровень роста потребительских цен и госдолга в % от ВВП, обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки также в % от ВВП; уровень обновления вооружения и обеспеченности кадрами. Можно рекомендовать расширить этот базовый список двумя ключевыми показателями: показателями продолжительности жизни и разницы между мужской и женской смертностью, характеризующей силу давления совокупности всех негативных факторов воздействия на наших людей.
Марат Мусин, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета, специально для "Русской линии"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марат Мусин
Все статьи Марат Мусин
Мировой экономический кризис
Чем завершится схватка Орбана с венгерским Центробанком?
Финансовый интернационал ведёт против национально ориентированного политика нарастающую гибридную войну
18.03.2024
«Америку вернули во времена "ревущих двадцатых"»
Четверть века назад под американскую экономику была заложена «мина»
15.03.2024
«Американцы стали использовать доллар в качестве кнута»
Если из-под Штатов выдернуть доллар, то разрушительные последствия для американской экономики и для власти США будут равносильны крупной проигранной войне
14.03.2024
Когда закончится всевластие доллара?
Гигантские рынки евродолларов требуют лошадиные дозы краткосрочных казначейских бумаг
07.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии