"Главстрой" пытается на месте БДТ построить храм 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Главстрой" пытается на месте БДТ построить храм

07.05.2009


Представитель компании, а также православные предприниматели представили свое видение ситуации вокруг Апраксина двора …

Апраксин дворСитуация вокруг Апраксина двора в Санкт-Петербурге по-прежнему находится в центре внимания СМИ. То и дело возникают разного рода слухи и скандалы. Так, традиционный крестный ход, который был проведен на Светлой седмице в Апраксином дворе, получил неожиданно острую реакцию со стороны одного из собственников объектов - петербургской компании "Главстрой": представитель компании заявил, что православные собираются изгонять дьявола в лице "Главстроя". Дальше - больше. Появились сообщения о том, что "Главстрой" собирается обнести территорию Апраксина двора забором. Это вызвало тревогу множества арендаторов, расценивающих этот шаг, как стремление кампании планомерно вытеснить их с этой территории. Несколько нам известно, собственниками помещений на территории Апраксина Двора на 40% являются представители мелкого и среднего бизнеса. В связи с этим мы обратились к начальнику отдела по связям с общественностью строительной компании "Главстрой" Юрию Купину.

Купин заверил нас, что все происходит в рамках правового поля, согласно закону. "Уже весь интернет кишит сообщениями о том, где и какие калитки и проходы будут". Отвечая на реплику корреспондента "Русской линии" о беспокойстве православной общественности, что "Главтрой" препятствует восстановлению храма на месте стоящей там часовни, представитель "Главстроя" заявил, что все это "враки". "Объясните - как препятствует? Шаманов засылает? Эти опасения совершенно беспочвенны, нужно успокоить психику. Во-вторых. Идет стадия проектирования, то есть все происходит пока на бумаге - детализация и все остальное. Мы плотно работаем с КГИОП - по поводу всех объектов, которые имеют историческое значение, поскольку территория Апраксина двора в некоторых частях является охранной исторической зоной памятников архитектуры. Устраивать какие-то истерические крики и вопли - совершенно беспочвенно и провокативно. Тем более, нам известно, что за предыдущие 14 лет Апраксин двор, в течение которых он действует как рынок, уже три раза собирались суммы, достаточные для возведения храма, причем все согласовывалось с КГИОПом. Никто не мешал и не препятствовал восстанавливать храм, никто. Так что выражение "препятствуют" я бы просил дефинировать: кто препятствует, когда, в какой форме? Или это химера, возникшая в мозгах отдельных, не совсем здоровых людей?" - вопрошает Ю.Купиин.

"Сейчас я не вижу никаких поводов и оснований для каких-то умозаключений, истерик и т.д., и я бы предостерег от абсолютно ненужного кликушества. Вопрос восстановления часовни - это вопрос времени. У нас же нет волшебной палочки, чтобы все сразу выросло на месте", - продолжил он.

"До того, как будут проведены инженерные работы по прокладке водных, канализационных сетей и т.п., когда надо будет все ломать и вскрывать, никто ничего строить не собирается. Когда начнется системная реконструкция - можно будет переходить к этому вопросу. Тем более, что определенная документация по реконструкции храма св. Магдалины существует. Но, насколько мне известно по историческим фотографиям, он все-таки находился несколько дальше, где-то между нынешним БДТ и углом Лениздата. У меня есть уникальное издание кинофотодокументов храмов Петербурга, в том числе и исчезнувших, и я еще сверю, где он точно находился. Кстати, это издание выпущено при содействии протоиерея Владимира, одного из самых серьезных интеллектуалов среди современных священнослужителей, и это очень мною уважаемый человек", - отметил представитель Главстроя.

"Петербург является территорией, окормляемой, в первую очередь, Русской Православной Церковью, и лично для меня, как христианина, честно говоря, подобный анклав "правоверных" выглядит несколько конфузно. Конечно, Петербург всегда был городом, где мирно сосуществовали разные конфессии. В том числе, благодаря веротерпимости Государя Императора Николая II был возведен и буддистский храм, у нас существует и хоральная синагога, и мусульманская мечеть - великолепный памятник, являющийся одной из архитектурных жемчужин нашего города. Поэтому какие-то заявления, муссирования и даже манипуляции вокруг этого дела - это беспочвенно и даже безнравственно", - добавил Ю.Купин.

"Как христианин, я считаю: то, что происходит сейчас в центре Петербурга в районе Апраксиного двора, - это богопротивное дело. Мусульмане никогда не противоречили ни культурному укладу, ни образу жизни города и отлично уживались с коренным православным населением. Территория же Апраксина двора являлась рассадником криминала, заразы и всяческой богопротивной пакости, которая совершенно неуместным образом находилась в центре Петербурга. Это место отторгает нормальных людей, они даже не знают, что там реально творится, и какое статус-кво хотят сохранить там некоторые арендаторы. Это публичные дома, наркопритоны для малолетних, где за шприц, за дозу отдаются 15-летние девчонки. Это богоугодное дело, как вы считаете? Могу указать хотя бы на закрытый четвертый корпус со стороны Апраксина переулка, где написано "кафе "Сичина"". Не так давно мы оттуда всех выселили. Это было подобно вытряхиванию шкафа с тараканами или клопами. Хотя с некоторыми этническими группами мы работаем толерантно, в режиме диалога (например, афганские пуштуны). Присутствие этнокриминальных преступных группировок выражается в делении территории по зонам - азербайджанцы и дагестанцы делят ее примерно пополам. Между ними еще размазаны таджики и узбеки, которые в большинстве являются чернорабочими. Они там же живут - в подвалах глубиной два-три метра, в самых антисанитарных условиях, где они и едят, и спят, и испражняются, - все в одном месте", - подчеркнул Юрий Купин.

Мы также попросили прокомментировать ситуацию известных нам предпринимателей с Апраксина двора. Заместитель генерального директора Ассоциации арендаторов и предпринимателей "Апраксин двор", член православной общины, ктитор строящегося на Апраксином дворе храма св. равноап. Марии Магдалины Юрий Козлов отметил, что "идея воссоздания храма возникла где-то в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Восьмой год мы уже занимаемся эти вопросом. С начала 1990-х годов на территории Апраксина двора существует Ассоциация арендаторов и предпринимателей, заместителем генерального директора которой я являюсь. Эта ассоциация при содействии КГИОПа начала заниматься эти вопросом. КГИОП предложил нам сделать историко-археологическую экспертизу. Сюда входит сборы исторической информации из архивных источников, непосредственно раскопки на месте предполагаемого воссоздания храма. Когда-то на территории Апраксина двора было четыре часовни и храм. Храм был обращен лицевой частью к Фонтанке и был пристроен к бывшему Министерству внутренних дел России. Храм был взорван в 1960-е годы, а на его месте было воздвигнуто здание Лениздата, который нынче выкупил Главстрой. Храм был богатейший: граф Апраксин вложил в него более миллиона царских рублей. Храм был уникален тем, что в нем были не только иконы, но и скульптурные изображения", - рассказал предприниматель.

"Мы не претендовали на восстановление храма на этом месте. Город предложил нам воссоздать храм на месте часовни св. Марии Магдалины, - на том месте, где сейчас установлен поклонный крест. Одна часовня размещалась там, где стоит поклонный крест и нынешняя часовня Серафима Вырицкого, вторая - у 49-го корпуса, другие - у 47-48-го корпуса и около 5-го. Самая большая часовня находилась на месте предполагаемого строительства храма и была в честь св. равноапостольной Марии Магдалины. Много материалов было утрачено, но мы нашли какие-то фотографии. Провели на этом месте археологические раскопки. Все тщательно задокументировано, сделан фотофиксаж, привязка по местности. Материалы были сданы в КГИОП, и мы получили статус рабочего материала, который необходим для проектирования. Этим занималась мастерская Варакина. На месте были определены обрезы фундамента, что дало возможность воссоздавать конкретное место утраченного сооружения. Также мы нашли закладную позолоченную бронзовую доску, на которой написано - кто поставил часовню, когда и на какие деньги. Все эти материалы у нас имеются", - продолжил он.

"На основании этих изысканий мы приступили к воссозданию храма, получив разрешение КГИОП и соответствующих структур власти. Также мы получили благословение на создание на территории Апраксина двора православной общины во имя святой равноапостольной Марии Магдалины во главе со священником Валентином Щукиным. По четвергам здесь проходят службы в часовне во имя Серафима Вырицкого, которую мы построили у места предполагаемого строительства храма", - добавил Ю.Козлов.

"Совместно с Ассоциацией и общиной мы проработали ряд проектов, направленных на воссоздание храма. Один из проектов был утвержден митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром и епархиальным художником. Эскизный проект, сделанный по образцу архитектора Кракау, утвержден КГИОПом. Теперь мы приступили к расширенному эскизному проекту", - отметил он.

"Подали мы и на так называемые ИРы - изыскательные работы. ИРы мы прошли, получили согласования городских и районных властей, пожарных. Как раз на пост губернатора пришла Валентина Матвиенко, изменился порядок градостроительных работ и ожила реконструкция Апраксина двора, бывшая до того в вялотекущем положении. Нам было предложено пройти ИРы повторно, получить согласование Агентства реконструкции и развития Апраксина двора на строительство этого храма, как той организации, которая занимается всей территорией, увязать все это с общим проектом. И для этого вновь понадобились Иры. Мы зарыли и заасфальтировали площадку, где велись раскопки. Построили часовню. Проводим крестные ходы в дни пямяти Серафима Вырицкого, Марии Магдалины и в праздник Святой Пасхи", - добавил предприниматель.

"Параллельно мы выполнили рабочий проект строительства храма. Провели все расчеты, в том числе фундамента. Для этого бурили, проверяли, выдержит ли грунт строительство храма. Потом Матвиенко приняла решение забрать права у Агентства на преобразование Апраксина двора и передать их той кампании, которая выиграет конкурс, то есть "Главстрою". От властей мы получили согласование, а те ИРы, которые мы снова проходили, они утвердить не могут. Мы снова прошли необходимы работы и все разработки отдали в "Главстрой", просили рассмотреть возможность включения в проект реконструкции Апраксина двора строительство храма. В ответ тишина. Прошло еще более полугода. Мы повстречались с московскими товарищами и просили их о решении вопроса, подкрепляя свою просьбу веским документом, ответом КГИОПу от губернатора - воссоздать культовое сооружение на Апраксине дворе. В личной беседе они были не против, но настаивали на проведении историко-культурной экспертизы всей территории. Но был вопрос - принципиально ли строительство храма именно на этом месте? Я полагаю, что это не принципиально. Задача КГИОПа - воссоздание культового сооружения на территории, а где именно - не так уж важно", - полагает он.

"Не 14 лет мы занимаемся строительством храма, а только семь лет. По поводу денег могу сказать, что не было, по сути, никаких сборов. Есть в часовне книга жертвователей. Жертвуют столько, сколько могут. И все жертвователи записываются в эту книгу - кто именно и когда сдавал эти деньги", - подчеркнул Юрий Козлов.


В свою очередь, православный предприниматель Василий Бидолах заявил "Русской линии": то, что господин Купин пытается представить нас как мусульманский анклав, это просто смешно. В словах г-на Купина видно, что он словно пытается разжечь межнациональную рознь. Как будто мусульмане - это не люди. Хотя афганская община, которую г-н Купин пытается выселить из Апрашки, нам жертвовала на храм, несмотря на то, что они - мусульмане. Люди просто выразили уважение к чужим традициям, они уважают наши христианские традиции", - отметил предприниматель.

"Если мы возьмем какой-нибудь спальный район, то, я думаю, что вы не рискнете где-нибудь в районе Купчино пройтись в три часа ночи. А по Апрашке - пожалуйста, ходите хоть в три часа ночи, потому что там никого нету - там все закрыто. А по спальным районам, таким, как Купчино или район проспекта Просвещения, г-н Купин вряд ли прошелся бы ночью без охраны!" - восклицает он.

"Купин критикует наше государство. Наркоманами, наркопритонами и т. д. занимаются органы внутренних дел, и упрек Купина - это упрек не бизнесменам, а упрек МВД. И если "Главстрой" хочет взять на себя функции МВД, то он на это не имеет права. Он пришел туда деньги зарабатывать, а не становиться полицией нравов. Если "Главстрой" - полиция нравов, то зачем тогда заборы вокруг Апраксина двора? "Главстрой" должен определиться, кто он - полиция нравов или инвестор, который хочет зарабатывать деньги", - добавил В.Бидолах.

"Если "Главстрой" чем-то недоволен - путь тогда заявляет, что государство не справляется со своими обязанностями, и он будет сам наводить на этой территории порядок, будет освобождать территорию от наркоманов, хулиганов и проституток. Но тогда "Главстрою" нужно поручить полицейско-нравственные функции проводить во всем городе, во всей стране", - иронизирует предприниматель.

"В Апрашке более 40% помещений находится в собственности мелких предпринимателей. Почти половина Апраксина двора находится в частной собственности. И если господин Купин говорит о том, что некоторые арендаторы хотят сохранить статус-кво, то он лукаво умалчивает, что арендаторы-арендаторами, но есть еще собственники! Представьте себе многоэтажный дом, в котором есть приватизированное жилье и есть муниципальное жилье. И вдруг город продает муниципальное жилье какой-то компании, и эта компания начинает строить забор вокруг дома. При этом не ставит в известность никого из жильцов - собственников приватизированных квартир и начинает ремонт дома. Это уже называется рейдерский захват! Предприниматели Апраксина двора собираются, как только начнется постройка заборов, обратиться в прокуратуру и писать президенту. Просто в нашей системе все обращаются по факту. Вот по факту строительства забора собственники и будут вести консультации и в прокуратуре и в Конституционном суде по поводу законности ведения дел "Главстроя". Потому что по такой схеме можно будет отобрать любой квартал нашего города с любыми жильцами и собственниками. Это создается прецедент по захвату собственности. Это уже не национализация, это захват по праву сильного", - заметил эксперт.

"По поводу расположения храма, то, если Козлову предоставят здание где-нибудь в Лодейном Поле, то, может быть, он и будет туда ездить. У нас же здесь происходит восстановление конкретных исторических мест. Вот что пишет уважаемый г-н Купин: по его данным, храм Св. Марии Магдалины находился несколько дальше - между нынешним БДТ и углом Лениздата. Он вообще не понимает, что храма Марии Магдалины в Апраксином дворе никогда не было. Что была часовня Марии Магдалины, была часовня Казанской иконы Божьей Матери у 38-го корпуса и был храм Воскресения Христова, построенный А.С.Апраксиным на месте нынешнего Лениздата. Лениздат находится на месте богадельни на 110 человек вдов и сирот чинов Конногвардейского полка. И там же после пожара 1862 года граф Апраксин дал обет построить храм, и это был пятикупольный шатровый храм в русском стиле. Он примыкал прямо к зданию Министерства внутренних дел. Это был красивейший храм, там было много драгоценностей, стены из мрамора. По идее, нужно восстановить и этот храм, который являлся венцом русской архитектуры XIX века. Храм был построен в 1887-1894 годах. Для того, чтобы восстановить этот храм, нужно полностью снести здание Лениздата", - добавил В.Бидолах.

"Но, я думаю, что "Главстрой" в погоне за квадратными метрами никогда не снесет Лениздат и не построит на этом месте храм. Строить же храм впритык к БДТ - это кощунство, потому что рядом с театром храма не может быть. Тогда театр надо сносить. Тогда что, г-н Купин нам предлагает театр сносить, поссорить нас с интеллигенцией? Хотя, по идее, Лениздат находится тоже в руках "Главстроя". Они должны снести Лениздат и построить там храм. А если они на это не пойдут? Это маленькая площадь, не подходящая под застройку. Если на свободном месте не разрешат постройку храма, то уж, тем более, не разрешат разрушить Лениздат. А между Лениздатом и БДТ 40 шагов, и "Главстрой" пытается нас заставить там храм построить. Человек отвечает за все и даже не понимает, где же был храм. Ему это настолько не интересно, потому что это не его вопрос, ему на это просто наплевать. А если ему наплевать на то, где были храмы, то уж, тем более, у него нет уважения к собственникам. И если у людей из "Главстроя" нет святого отношения к храму, то какое же отношение у них может быть к людям?" - вопрошает предприниматель.

"Они только инвесторы, которые только изъявляют желание стать собственниками. Козлов - не собственник. У него там стояли палатки, он собирал с них деньги и шикарно жил. Сейчас палатки убрали, а он сидит и думает, кому же пойти служить. Поэтому он говорит о переносе часовни в другое место. Представьте себе, что нужно разрушить здание и построить там храм. Кто даст на это разрешение? Получается, что никто. Если они не хотят дать под часовню никому не нужное место, то как они могут отдать территорию с фасадом на Фонтанку? Там же можно построить многоквартирный дом и продать его уже по 7-8 тыс долларов за кв. метр. Просто жулье!" - отметил он.

"Все собственники в Апрашке русские. Есть и евреи, конечно. Но там нет собственников-гастарбайтеров. Это все нанятые люди. Если действовать по принципу "Главстроя", то нужно закрыть все вещевые и продуктовые рынки города и России, потому что на этих рынках работают выходцы с Кавказа и из Средней Азии. И даже если проверить тот рынок на улице Руставели, куда перенесли ряды с Апраксина двора, то можно увидеть, что 50% работников там будут азербайджанцы и дагестанцы", - добавил эксперт.

""Главстрою" территория отдана для благоустройства. Это наведение порядка, высаживание деревьев, уборка территории, разбивка клумб. А они поставили сейчас там шлагбаумы и незаконно берут деньги за въезд на эту территорию. И нам, собственникам, не проехать к своим помещениям. "Главстрой" говорит, что рынок существует 14 лет. На самом деле рынок существует уже 265 лет, с 1754 года! Рынок там был со времен постройки нашего города. И такие передергивания фактов приведут к тому, что Апрашку вообще могут снести под видом того, что она не является культурной ценностью. Хотя Апрашка - это часть культуры Петербурга. Туда захаживали Гоголь, Некрасов и Тургенев. Много известных людей закупались в Апраксином дворе", - напомнил Василий Бидолах.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме