"Мы ввели ЕГЭ не от большого ума"

Участники круглого стола "История победы в вопросах ЕГЭ" отметили катастрофическое снижение уровня знания истории

ЕГЭ 
0
168
Время на чтение 5 минут
круглый стол "История победы в вопросах ЕГЭ"Сегодня, 6 мая, в Санкт-Петербурге в пресс-центре информационного агентства "Росбалт" прошел круглый стол "История победы в вопросах ЕГЭ", сообщает наш корреспондент. В мероприятии приняли участие: методист Центра истории и обществознания Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, заслуженный учитель России Юрий Рябов, автор учебника "История Отечества" для учащихся 11 классов Владлен Измозик, заведующий кафедрой новейшей истории России СПбГУ Михаил Ходяков, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И.Герцена, заместитель председателя предметной комиссии (история ЕГЭ) Регионального центра оценки качества образования Людмила Искровская, доктор социологических наук, заведующий кафедрой прикладной социологии РГПУ им. А.И.Герцена профессор Валерий Зарубин, заведующая Центром истории и обществознания Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Татьяна Андреевская.

Эксперты обсудили современное состояние преподавания истории в средней и высшей школе, практику ЕГЭ по истории и связанные с ней проблемы, а также другие вопросы, касающиеся внедрения единого государственного экзамена в российскую систему образования.

Юрий РябовЗаслуженный учитель России Юрий Рябов, напомнив, что история Великой Отечественной войны преподается в 11 классе, отметил, что время, отведенное на преподавание, не позволяет школьникам составить целостное представление об этой войне. В 11 классе на отечественную историю XX века и начала XXI отводится 70 часов, хотя реально за вычетом праздников удается посвятить преподаванию истории лишь 60 часов. "Сокращение часов на историю - это определенная политика. Надо из этого делать выводы. Косвенным следствием такого сокращения стало резкое снижение уровня знания истории", - считает методист Центра истории и обществознания Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. По его мнению, уровень знания истории школьниками сегодня на порядок ниже, доперестроечного уровня. Кроме того, уверен заслуженный учитель России, снижению уровня знания истории способствовал переход на концентрическую систему преподавания истории. "Надо признать, что нынешние школьники плохо знают отечественную историю", - заключил Юрий Рябов.

Татьяна АндреевскаяСо своей стороны, Татьяна Андреевская напомнила, что концентрическая система преподавания истории действует в России уже 10 лет. По ее словам, в результате перехода с линейной на концентрическую систему преподавания больше всего пострадала история. Если в рамках линейной системы на историю в 10 и 11 классах отводились 4 часа в неделю, то в рамках концентрической системы - всего лишь 2. Отметив, что преподавание истории в школе должно быть нацелено на формирование личности школьника и на его воспитание, Татьяна Андреевская выразила мнение, что в условиях концентрической системы роль учителя, от которого зависит успешность патриотического воспитания и развития у школьника гражданской позиции, непременно повысится.

Владлен ИзмозикАвтор учебника "История Отечества" для учащихся 11 классов Владлен Измозик обратил внимание на то, что в условиях отсутствия цензуры в России издается огромное количество псевдоисторической литературы. Он также согласился с коллегами в том, что в школе в настоящее время преподаванию истории уделено очень мало времени. Он напомнил, что в довоенное время на преподавание истории в школе уделялось пять часов в неделю, а сейчас лишь два. Кроме того, Измозик выразил сожаление, что в школьной программе не предусмотрен региональный компонент в рамках курса истории. По его мнению, школьникам следует изучать не только общую историю России, но и историю своего края, города, села. Указывая на то, что на восприятие учащимся исторического прошлого страны влияют СМИ, телевидение, кинематогроф, историк подчеркнул, что учебник по истории должен быть "бастионом", содержащим "абсолютно точные факты, а не гипотезы и мифы, которые ретранслируются через другие источники информации". Кроме того, указал Измозик, "история должна учить нравственности".

Людмила ИскровскаяЛюдмила Искровская полагает, что краеугольной задачей исторического образования является формирование у школьника умения оценивать современные события на основе анализа прошлого. По ее мнению, развитие умения выдвигать нравственно-оценочные суждения в рамках ЕГЭ невозможно. ЕГЭ позволяет выявить формализованное знание, знание фактов, но не позволяет выяснить личностное отношение к историческим фактам, не позволяет узнать, как школьник оценивает те или иные исторические события. ЕГЭ надо воспринимать, по ее мнению, только как одну из форм аттестации. "ЕГЭ не должен быть единственной формой аттестации, должны быть и другие формы, компенсирующие недостатки ЕГЭ. Должны быть такие формы аттестации, которые позволяли бы выявлять нравственную составляющую преподавания истории", - отмечает эксперт.

Михаил ХодяковВ свою очередь Михаил Ходяков очень невысоко оценил уровень знания истории современными школьниками. Поэтому, "сокращение часов на преподавание истории в школах и вузах - это вредительство", - сказал он. По словам ученого, выпускники школ, за небольшим исключением, очень плохо знают историю. "И выпускники вуза, случается, не могут назвать даже два решающих сражения, которые помогли победить в Великой Отечественной войне", - добавил он. Учебник по истории, на его взгляд, должен обладать "здоровым консерватизмом" и "в нем недопустимы всякие шараханья". Михаил Худяков также уверен, что никакие инновации не способны заменить учителя и традиционных форм занятий. "Личность учителя крайне важна, от его профессионализма, компетентности и гражданской позиции многое зависит", - считает эксперт.

Валерий ЗарубинВалерий Зарубин также признал, что сегодняшние старшеклассники изучают историю только для того, чтобы сдать ЕГЭ. "Их интересует только та историческая информация, которая поможет им сдать ЕГЭ. Им не нужны учебники, им нужны хендбуки, наподобие учебников по ПДД, в которых содержались бы одни только факты. Нравственное осмысление истории вырывается на площади и улицы городов", - считает социолог. По его мнению, преподавание истории в школе нацелено исключительно на "натаскивание" на сдачу ЕГЭ.

Однако Татьяна Андреевская не согласилась с ним, заявив, что школьное преподавание истории не следует воспринимать как "натаскивание" на сдачу ЕГЭ. Она выразила удивление тому, что до сих пор введутся дискуссии и споры вокруг ЕГЭ, несмотря на то, что уже принят соответствующий закон. "Спорить и дискутировать следовало до принятия закона. Сейчас уже поздно", - считает она. ЕГЭ, по ее словам, - это одна из форм итоговой аттестации, позволяющей проверить формализованные знания. ЕГЭ показывает срез фактологических знаний. "Сейчас можно с уверенностью на 85% заявить, что в следующем году для выпускников 9 класса будет введено малое ЕГЭ. Но пока это только разговоры", - сказала эксперт. Задачей школьного исторического образование не является только подготовка к сдаче ЕГЭ. "Курс истории также нацелен на формирование у школьника исторического мышления", - отметила она.

Людмила Искровская, в свою очередь, считает, что ЕГЭ - это "не самоцель исторического образования, а лишь форма аттестации". По ее мнение, если ЕГЭ будет единственной формой проверки знаний, то тогда невозможно будет выявить специфику истории как науки. А заслуженный учитель России Юрий Рябов в заключении заметил: "Я считаю, что мы ввели ЕГЭ не от большого ума. Мы не учли тот факт, что наш менталитет отличается от европейского".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ЕГЭ
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Блюдите убо, како опасно ходите…»
Писательница М.Юденич подняла волну возмущения против Рособрнадзора в связи с использованием в ЕГЭ текста русофобки Алексиевич. А это правда?
01.04.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35