itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"

Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших

Декалог XXI 
0
313
Время на чтение 4 минуты
Роман Багдасаров"В православном календаре существует праздник Радоницы, в который принято поминать усопших, посещать кладбища. Места захоронения вообще в нашем обществе делятся на две категории: приватные и общественно-значимые. Как правило, общественно-значимые места связаны с водружением памятников и выносом места захоронения за территорию обычного кладбища. Хотя иногда встречаются и совмещения: на территории кладбища возводится общественно-значимый памятник, но в целом большинство памятников находятся вне зон кладбищенских, а чаще всего даже не связаны с чьими-либо захоронениями. Они просто обозначают память о лице или событии", - заявил в интервью "Русской линии" координатор арт-проекта "Декалог-XXI" Роман Багдасаров, рассуждая о необходимости почитания предков.

"Безусловно, памятники на кладбищах несут функцию общественной памяти. Надо сказать, что до Петра I памятники в России вообще не возводились, поскольку поминовение усопших производилось исключительно в русле православной церковной традиции, где не принято было ставить отдельные памятники, какие-то особые скульптурные композиции, а места захоронения отмечались могильными плитами, а затем крестами. Масштабные исследования и учёт памятников начали производить не сразу, а лишь в начале ХХ века, усилиями, с одной стороны, энтузиастов, например такого человека, как Стефан Педашенко, который собирал сведения о памятниках с начала XVIII века, а, с другой стороны, благодаря специальному циркуляру, который выпустило в 1901 году Министерство внутренних дел Российской Империи. Именно тогда стали составляться точные списки памятников", - отметил эксперт.

"Сейчас у нас внутри проекта "Декалог - ХХI" действует инициативная группа готовящая программу по "мемориальной экологии". В частности, мы сотрудничаем с таким экспертом, как Алла Николаевна Ерошкина, историк-архивист, которая долго работала над наследием Стефана Педашенко и фактически продолжает его благородное дело. Многие из памятников, которые описал этот энтузиаст, уничтожены, от многих ничего не осталось. Часто даже люди живут, не зная, что рядом с ними когда-то был тот или иной памятник. В нашей программе мы предлагаем доступными и наиболее эффективными в каждом конкретном случае способами восстановить или обозначить места расположения утраченных памятников. Понятно, что не все восстановимо, многое находится уже за территорией Российской Федерации - на Украине, в Финляндии, в Польше, но они продолжают иметь значение для общегосударственной памяти, для общества и нашей культуры. Возможно, выходом было бы создание для таких памятников специального мемориального парка", - продолжил культуролог.

"В советское время нашим обществом так и не было выработано спокойное, ровное отношение к смерти, к тому, что можно обозначить как загробное существование. Это общеизвестно. Знаменитые усопшие вспоминались в какие-то специальные дни, привязанные к их биографиям, а поминание обычных покойников было делом их родственников. Таким образом, ушедший из жизни человек выпадал из общественной памяти, оставаясь лишь в памяти семейной. Это лишает наше общество и государство очень тонких, психологически востребованных связей. Все усопшие (безразлично, были они героями или нет, совершили ли нечто выдающееся или прожили свой век незаметно) являются частью нашей жизни. Как это ни странно звучит, они продолжают участвовать в ней! Это психологическая реальность. Они живут в памяти: снятся людям, окружает их на оставшихся фотопортретах, в вещах, стенах домов, посаженных деревьях, в кровно-родственных связях, системе знакомств и т.д. Для некоторых людей, особенно для тех, для кого потеря близких оказалась трагичной, они до сих пор определяют общую стратегию поведения, стиль жизни. Присутствие усопших осознаётся нами лишь на очень небольшом участке, глубоко уходя в нашу память и мотивацию", - подчеркнул Р.Багдасаров.

"Здесь можно привести много примеров, поэтому важно, чтобы общество выражала своё отношение к этой категории граждан - к тем, кто расстался со своей жизнью, но не ушёл из памяти. Есть женский и мужской дни, день ребёнка и матери. Столь же необходим единый день поминовения усопших. Для верующих разных конфессий это не является проблемой, но для людей, которые не признают загробного существования здесь возникает серьёзный внутренний конфликт. Как правило такие люди ориентированы не столько на духовные, религиозные, сколь на вполне материальные и социальные ценности. А в вопросе смерти для них возникает провал. Обозначение вечной памяти любого человека, который когда-либо жил на Земле, должно, как нам кажется, присутствовать в культуре общества, а не только в одной религиозной культуре", - отметил эксперт.

"В этом плане необходимо подумать о каком-то памятном дне, который был бы аналогичен принятому в Православии дню, связанному с всеобщим поминовением усопших, которое совершается на Радоницу. Это не должен быть день из государственного реестра праздников, а, скорее, место привязки в календаре различных общественных инициатив, связанных с общими идеями мемориальной памяти и культурой захоронений", - добавил он.

"Есть люди, которые почитают своих усопших, почитают предков, покойных родителей, но есть и такие, которым эта культура не была привита в семье и взять им ее неоткуда. Тогда это отсутствие должно быть восполнено со стороны общества, от него подобные люди по крайней мере могут усвоить, что существует некая социальная норма, связанная с необходимостью приходить хотя бы раз в год на могилу к родителям, приводить её в порядок, что это очень важный момент в восстановлении некоторой внутренней связи с ними, который несомненно благотворно скажется на личном психическом здоровье, на климате внутри семьи. Очень многие кладбища в России находятся в плачевном состоянии, - отметил культуролог. - Особенно это касается маленьких городов, где произошёл отток населения в 1990-е годы. Между тем, именно в таких городах кладбища являются пространственным связующим звеном между разными эпохами. Общеизвестно романтическое отношение детей к кладбищам. Так почему бы не направить этот интерес в правильное русло? Показывать на деле как правильно ухаживать за захоронениями. Я думаю, редко какие органы самоуправления отказались бы от посильной помощи, которую могут оказать школьники в наведении порядка на кладбищах. Столкновение со смертью родных и близких это травмирующий опыт, а нейтральное предварительное знакомство с местами гражданских захоронений помогло бы снизить отрицательный эффект от такого опыта. Кроме того, как уже говорилось, культура отношения к усопшим - один из индикаторов психического здоровья общества".

"Я не рассматриваю сейчас религиозную сторону вопроса, а только утилитарную, "заземленную", но общезначимую для всех. Мы считаем, что необходимо начать обсуждение необходимости общего дня поминовения усопших", - подчеркнул Роман Багдасаров.
Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Багдасаров
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Роман Багдасаров: "Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?"
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме преемственности поколений в кинематографе России и Таиланда
05.03.2009
Все статьи Роман Багдасаров
Декалог XXI
"И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих"
Священнослужители о необходимости преобразовать общество по Божьему закону
20.08.2009
Александр Чуев: "Нужно лишать проституцию ее социальной базы"
Известный политик прокомментировал неэффективность борьбы милиции с проституцией
26.06.2009
Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы будем увещевать алиментщиков и взывать к их совести
Федеральная служба судебных приставов и Русская Православная Церковь договорились совместно добиваться выплаты алиментов и возврата долгов
24.06.2009
Протоиерей Александр Новопашин: "Спорт уводит молодежь от пороков"
Новосибирские спортсмены пригласили известного священника на турнир по пауэрлифтингу
24.06.2009
Александр Рудаков: "Неэквивалентный обмен - это нарушение библейской заповеди "Не укради""
Координатор инициативы "Декалог - XXI" о понятии "неразделимая безопасность", упомянутом в Итоговом документе IV Всемирного саммита религиозных лидеров
19.06.2009
Все статьи темы
Последние комментарии