itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иеромонах Серапион (Митько): "Гоголь смог преодолеть в себе писательство"

Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии рассказал о своем понимании Н.В.Гоголя

0
129
Время на чтение 3 минуты
Иеромонах Серапион (Митько)"Гоголь - гениальный русский писатель, который показал, что истинное творчество всегда имеет религиозную природу. На протяжении всей своей жизни он стремился осознать эту религиозную природу творчества, воплотить её в своих произведениях. Часто это происходило очень трагично, но, тем не менее, Гоголь навсегда останется примером русского религиозного писателя, для которого творчество было одновременно спасением и погибелью, которое он рассматривал, как жизнь, как путь собственной души", - заметил в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), рассуждая о значении творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

"В произведениях Гоголя воплощаются пророческие образы. Бердяев в статье "Духи русской революции" указывал на то, что Гоголь предвидел те события, которые произойдут позже, предугадал тот тип разрушителя России, который явился во время революции", - добавил он.

Вместе с тем, заметил отец Серапион, "хотя творчество Гоголя само по себе является памятником экзистенциальной крипторелигиозности, произведения Гоголя нельзя рассматривать как образец православной религиозности, он не является учителем Церкви, не является нашим наставником на пути спасения". "Его путь был очень трагичен. Изначально Гоголь переживал творчество как некое явление Божеского Духа, но в самом творчестве он во многом оставался язычником, в чем сам и признавался. Хотя позже в нем произошел перелом, связанный с осознанием трагизма, который лежал в основе его жизни", - считает священник.

Но, продолжил священник, "у Гоголя удивительное чувство зла, он чувствовал его присутствие даже в начальных стадиях - он очень страдал от этого. Исследуя различные проявления человеческой души, Гоголь создал пророческие произведения "Ревизор" и "Мертвые души". "Ревизор" - это повествование о человеческой душе, ведь изображенные им чиновники - это страсти и пороки человеческой души, а финальная сцена, приезд ревизора - суд Божий. "Мертвые души" - гениальная и трагичная попытка показать путь спасения для Чичикова, правда, попытка во многом неудачная, потому что Гоголь переживал темную сторону героев как часть своего бытия. И, в конце концов, к писателю приходит осознание того, что творчество для него не является лучшим путем спасения. Тогда Гоголь обращается к Православию целиком и полностью. И вот в этот период его волнует уже не своя творческая судьба, а спасение своей страдающей души. Но и в этот период он не может полностью отделить себя от своих героев. Поэтому его попытка спасти Чичикова во втором и третьем томах "Мертвых душ" кажется ему несовершенной", - рассказал отец Серапион.

"После своей встречи с отцом Матвеем Константиновским, который был человеком далеким от литературных проблем, но пытался привести Гоголя к тому пониманию спасения, которое сам имел, Николай Васильевич начинает осознавать своё творчество как греховное. В этот момент он пишет "Избранные места из переписки с друзьями", "Размышление о Божественной литургии". Эти произведения чрезвычайно интересные, однако, это всего лишь этап в его духовном развитии. Известно, что у некоторых друзей пробудившаяся религиозность Гоголя вызывала определенное удивление. Например, Аксаков-старший писал о том, что писатель советовал ему после обеда два часа читать Фому Кемпийского, которого он читал, когда Гоголь еще только родился. Многие воцерковленные люди воспринимали религиозность Гоголя как неофитскую. Но это совсем не значит, что "православие Гоголя" было чем-то неправильным, просто в Православии есть разные пути и путь Гоголя - это его путь. Мы знаем, что он вступил на тяжелый путь аскезы и скончался православным христианином", - сказал проректор Ярославской духовной семинарии.

"По разному оценивается роль отца Матвея Константиновского в жизни и творчестве Гоголя. Некоторые считают, что именно он привел писателя к отказу от литературного пути. Но это не так, Гоголь не был рабом каких-то авторитетов. Он прибегал к помощи этого священника, потому что не мог решить свои экзистенциальные проблемы через творчество. Напротив, творчество слишком далеко увело его в мир тех реальностей, которые он сам создал и в итоге стремился спастись от мира, созданного в своих произведениях. Евангелие говорит, что Царство Божие внутри нас, так вот Гоголь создал внутри себя удивительный мир, населенный удивительными персонажами и сам стал одним из этих персонажей. Это стало его жизнью, которая стала шедевром литературного творчества. Но кроме этой творческой жизни, есть ещё жизнь вечная. Гоголь один из немногих гениев русской культуры, кто смог по-настоящему осознать, что всё сущее в этом мире, в том числе и творчество, являются ничем по сравнению с Царствием Небесным. Он встал на радикальный путь отречения от себя и от своих гениальных творений, для того чтобы спасти свою бессмертную душу. И теперь мы не знаем, почему мы так любим Гоголя, от того, что он был великим писателем, или потому что он, будучи таковым, смог преодолеть в себе это писательство. Благодаря этому, его произведения наполнены духом жертвенности и самоотречения и так ложатся в наше сердце. Может все это именно от того, что Гоголь стал человеком, единственной целью которого стало спасение души, вот его произведения и воспринимаются нами столь глубоко", - заключил иеромонах Серапион (Митько).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Серапион (Митько)
Место человека займёт трансчеловек?
О фантастических планах кадрового агентства будущего Сбера и «Ленты.ру»
20.10.2021
Стоит ли пугаться человекоподобных роботов?
Создан человекоподобный робот-компаньон с внешностью Эйнштейна
14.10.2019
Угроза не в роботах, а в самом человечестве
О последствиях все большей роботизации и использовании новейших технологий в Церкви
08.04.2019
Слишком большая честь приписывать хулиганкам серьезные идеи
О выходке «феминисток» в петербургском метро и предложении Виталия Милонова ввести уголовную ответственность за пропаганду феминизма
28.09.2018
«Если Запад продолжит идти этим путем, то его ждет катастрофа»
В Британии создан репрессивный аппарат, запрещающий называть учениц девочками
10.01.2018
Все статьи Игумен Серапион (Митько)
Последние комментарии