Святейший Патриарх Кирилл: "Меня несколько удивляет такой подход" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Святейший Патриарх Кирилл: "Меня несколько удивляет такой подход"

24.03.2009


Предстоятель Русской Церкви в рамках телемоста ответил на злободневные вопросы студентов ВУЗов Калининградской области …

Святейший Патриарх Кирилл в Калининграде (Фото с сайта <a class="ablack" href="http://www.mospat.ru/">ОВЦС МП</a>)В понедельник, 23 марта, в ходе посещения Российского государственного университета имени И.Канта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках телемоста ответил на многочисленные вопросы студентов различных высших учебных заведений Калининградской области, сообщает сайт ОВЦС МП. Предстоятель Русской Православной Церкви поделился своим видением путей выхода из мирового финансового кризиса, рассказал о современном состоянии взаимоотношений науки и религии, о пастырском окормлении военнослужащих, о перспективах преподавания Основ православной культуры в школах, об организации теологического образования в светских вузах.

В частности, Святейший Патриарх Кирилл высказался за введение института военных капелланов. Отвечая на вопрос студентки Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ушакова, Его Святейшество сказал: "Я выступаю за то, чтобы в Российской армии, как и в других армиях мира, были капелланы-священники". Он привел в качестве примера Польшу, в которой пастырское служение в армии совершают в том числе и православные священнослужители. Капелланы есть и в армиях таких стран, как США и Германия. "Это общемировая практика, и мне трудно понять, почему в России этого нет", - подчеркнул Его Святейшество. В то же время он отметил некоторые обстоятельства, которыми объясняется отставание во внедрении этой общемировой практики: "С одной стороны, это неполная готовность Вооруженных Сил, с другой - не полная готовность Русской Православной Церкви. Ведь для того, чтобы на постоянной основе в армии работали священнослужители, нужно подготовить много священников. Но уже сейчас осуществляется пастырское окормление армии и флота; ответственность за него несут местные приходы. Думаю, еще некоторое время эта практика будет существовать, но постепенно, полагаю, надо будет переходить и к практике профессионального окормления военнослужащих священниками, которые не имели бы другого послушания, кроме армейского". Предстоятель Русской Православной Церкви вновь напомнил, что это соответствует мировому опыту и отвечает потребностям Вооруженных Сил России, по крайней мере, очень многих офицеров и солдат, которые нуждаются в таком пастырском окормлении, особенно же в труднодоступных гарнизонах.

Отвечая на вопросы студентов о взаимоотношениях науки и религии, Святейший Патриарх Кирилл сказал: "Никакого спора между религией и наукой нет и быть не может по определению, как не может быть спора между наукой и музыкой, наукой и живописью - все это разные сферы человеческого бытия". Противостояние возникло на Западе, после того, как Католическая церковь инкорпорировала в свою догматику, то есть в свое учение, определенные научные схемы Средневековья. Конфликт между наукой и Церковью на Западе возник тогда, когда стало ясно, что в этом споре права наука, а не Церковь, которая употребляла в свою защиту не только аргументы интеллектуального убеждения, но и иные методы, отметил Его Святейшество. "Вторая очень опасная ошибка была допущена тогда, когда наука была идеологизирована, - выразил убеждение Патриарх. - В нашей стране наука была мощной частью идеологического аппарата государства, и потому она могла интерпретироваться в условиях Советского государства исключительно в контексте атеистического убеждения и никак иначе. Наука стала фактором идеологического воздействия на сознание".

В подобных условиях ни о какой вере в Бога не могло быть и речи, ведь с помощью науки нужно было доказать, что вера - это обскурантизм, вчерашний день, не соответствующий научной картине мира, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.

"Если мы разводим эти два понятия - если Церковь не вмешивается в науку и не выносит своего суждения о том, насколько данная гипотеза или теория соответствует религиозной картине мира, а наука, используя свой инструментарий, не подвергает религиозное знание критике, - вот тогда каждый трудится в том поле, в котором призван работать", - считает Предстоятель Русской Церкви. "Наука и религия, Церковь и знание должны взаимодействовать", - подчеркнул Его Святейшество, отметив, что Церковь не может ни догматизировать, ни критиковать с догматической точки зрения современные научные гипотезы. Но у Церкви может быть право выносить нравственное суждение не только об отдельных научных идеях, как, например, о клонировании, но также и об отдельных технологиях, заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, добавив: "Осуществлять такого рода нравственную экспертизу научных исследований Церковь, конечно, должна в тесном взаимодействии с научным сообществом, что сейчас, слава Богу, и начинает происходить".

Студенты также поинтересовались мнением Патриарха Кирилла о создаваемых при ряде светских вузов теологических факультетах. Его Святейшество положительно оценил такую практику. "Сегодня идут споры о том, является ли теология наукой. Меня несколько удивляет такой подход: если история Церкви изучается в светском вузе, она считается наукой, а если изучается она в Духовной академии, считается псевдонаукой, хотя преподается она примерно по одним и тем же учебникам с использованием одних и тех же источников. Как будто вывеска на фасаде здания может определять научный или ненаучный подход", - сказал он. "Сегодня богословие поставлено в такие условия, при которых отсутствие научного подхода просто обрекает богословие на нежизнеспособность, - отметил Предстоятель Русской Церкви. - Сегодня одна из важнейших задач, которые стоят перед высшей богословской школой, - это повышение научного уровня исследований в области философии, истории мысли, церковной истории и во многих других областях богословского знания. Если эти дисциплины преподаются на светской площадке, то в этом есть свои преимущества, потому что в закрытых учебных заведениях мы в первую очередь готовим священнослужителей, но богословие относится к числу фундаментальных знаний - недаром все западные университеты начинались с богословия". Богословие, философия и языки - вот три фундаментальные дисциплины, на которых выросла современная европейская и мировая образовательная система, подчеркнул Патриарх. "Поэтому изучение теологии в светских высших учебных заведениях не было бы чем-то новым, но повторением опыта, который существует в мире", - заявил Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл выступил за вариативность преподавания религиозной культуры в школах. "Русская Православная Церковь никогда не предлагала ввести в обязательном порядке уроки Православия для всех школьников. Мы предлагаем, чтобы на основе альтернативы в рамках учебных программ преподавался ряд предметов по выбору", - отметил Его Святейшество. Он подчеркнул, что учащиеся или, в случае с учениками младших классов, родители школьников, желающие, чтобы дети знакомились с основами православной культуры, имеют право на выбор; такое же право имеют и те, кто желает изучать основы культур других религий.

Кроме того, отметил Предстоятель РПЦ, некоторые считают, что лучше изучать не основы какой-либо религиозной культуры, религиоведческий курс. "Если есть такие люди, пускай изучают данный предмет. Но изучение кем-то религиоведческого курса не должно закрывать возможности для других - тех, кто желает изучать основы православной культуры", - напомнил Святейший Патриарх Кирилл. Развивая свою мысль, он сказал: "Есть люди совершенно неверующие, для которых религиозная аргументация не слишком убедительна в том числе и в воспитательном плане. Мне кажется, для таких людей можно преподавать основы светской этики - тоже на выбор. Но преподавание светской этики не должно закрывать возможности для тех, кто желает изучать православную культуру, или для тех, кто выразил желание изучить религиоведческий курс". Его Святейшество выразил уверенность, что духовная, нравственная составляющая обязательно должна присутствовать в основных учебных программах; внутри же себя она должна строиться на вариативных основах, предоставляя каждому человеку возможность выбирать в соответствии с его потребностями. "Причем я не исключаю, что молодые люди могли бы переходить из одного курса в другой на протяжении, допустим, обучения в средней школе", - отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он подчеркнул, что схема, которая предлагается Церковью, не несет в себе ни малейших угроз сохранению мира и согласия в российском обществе.
Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме