Осуществление благотворительных программ часто берут на себя религиозные организации, но формирование политики и принятие соответствующих законов в этой сфере целиком находится в компетенции государства. Если оно провозглашает себя социальным, то должно идти навстречу инициативам религиозных организаций, которые считают милосердие долгом совести. Для тысяч предпринимателей благотворительность сейчас - непозволительная роскошь. Что лучше - сохранить рабочие места с помощью жесткой экономии или прослыть меценатом, оставив массу людей на улице? Что же касается государства, то на данный момент у него гораздо больше резервов, чем способна собрать любая частная или церковная благотворительная программа.
В условиях экономического кризиса, чреватого социальной нестабильностью, религиозные организации вынуждены занять определенную позицию. Проще говоря, быть оптимистами или пессимистами. "Сегодня мы должны поддержать государство в его усилиях по борьбе с последствиями кризиса. Только согласие, терпение и упорный труд, вдохновляемый верой, позволят нам преодолеть любые проблемы и препятствия" - это цитата из совместного антикризисного обращения уральских религиозных лидеров, которое в начале февраля подписали главы Челябинской, Екатеринбургской, Тюменской и Курганской епархий РПЦ, верховный муфтий Талгат Таджуддин, раввин Зелиг Ашкенази. Однако религиозные организации сами становятся жертвами кризиса. Это объективно ставит их на сторону пессимистов. Во всяком случае, заставляет трезво оценивать благотворительные возможности своих прихожан.
Русская линия