itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Одежду нам диктует не устав, а традиция"

Православные священнослужители о том, как следует одеваться христианину

0
174
Время на чтение 3 минуты
Девушка в платке"Установленной "формы одежды" в Церкви нет. Христианка-индианка придет в церковь в сари, а христианка-японка - в кимоно. У нас женщины обычно надевают платье и платок. Одежда должна быть скромной, не привлекать особого внимания - вот и весь критерий", - сказал в интервью сайту Regions.ru клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне протоиерей Александр Лаврин, отвечая на вопрос издания, должна ли Церковь предписывать человеку, как ему одеваться.

"Одежду нам диктует не устав, а традиция" подчеркнул священник. При этом пастырь справедливо добавил, что "спорят об одежде, как правило, те, кто еще за оградой Церкви. Когда церковная жизнь для человека становится органичной, этот вопрос просто снимается".

В свою очередь настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов отметил, что правила благочестия распространяются на женщин и на мужчин в одинаковой мере. "Если неправильно приходить в храм в мини-юбке и прозрачной майке, то так же неправильно приходить в шортах и с голым торсом", - сказал он.

"Общее правило насчет одежды можно сформулировать так: нужно одеваться таким образом, чтобы не соблазнить собой окружающих. Это "не соблазнить" имеет расширение в две стороны: с одной стороны, не соблазнить вызывающе-модной одеждой, слишком экстравагантной или слишком непристойной, что не пристало православному человеку вообще, не только в храме, - а с другой стороны, не нужно одеваться таким образом, чтобы выглядеть нарочито-благочестиво: это фарисейство", - сказал отец Максим.

"Золотая середина, чувство меры нужны и здесь. И юбка выше пупка, и юбка, подметающая мостовую равно нехороши, как и обтягивающие джинсы или поддевка и смазные сапоги - не то под XIX, не то под XVII в. - для молодого человека. "Ничего слишком" - вот принцип, приложимый и к одежде", - считает священник.

Директор традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак заметил, что в разные эпохи представление о том, как человек (особенно женщина, на одежду которой всегда обращают больше внимания) должен одеваться, разное. "Так, в XIX в. ни одна женщина не надела бы брюки, а сейчас это повсеместное явление, что свидетельствует, в частности, о том, что женщина стремится во всем уподобиться мужчине", - добавил он.

"И внешний вид, одежда обычно соотносятся с внутренним миром человека. Так, человек внутренне спокойный и гармоничный не сделает прическу в стиле "панк", не оденется фривольно или экстравагантно. Его одежда будет естественной и не вычурной", - считает священник.

"В церковь идут не наряды демонстрировать, а каяться и молиться. Сам человек это должен понимать. Разумеется, для тех, кто пришел в храм первый раз, простительно незнание определенных правил. Со временем должен стать понятен и смысл, и естественность существующих предписаний, которые совсем не запрещают человеку быть красивым, - для чего, впрочем, не обязательно гнаться за модой", - заключил отец Андрей.

Вопрос об одежде давно обсуждается и не теряет злободневности, заявил заместитель главного редактора Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Валентин Тимаков. "Мне он кажется принципиальным. Православная Церковь придерживается сдержанной, достаточно строгой, - если хотите, классической, - традиции в понимании образа человека, его внешнего вида, скромности и красоты в их подлинном виде, а не показном", - сказал священник.

"Православная Церковь считает, что должен соблюдаться определенный уклад и канон, опирающийся в первую очередь на текст Св. Писания, предписывающий строгое различение мужской и женской одежды, а также указывающий, что женщина должна покрывать голову. Отменять предписанное Писанием мы не можем. Я считаю, что соблюдение этого канона оправдано и целесообразно", - сказал отец Валентин. "Конечно, нужно учитывать и разницу в ментальности разных эпох, и практические, бытовые реалии, от которых скрыться невозможно. Тем не менее, призывать к соблюдению традиции следует", - добавил он.

"Одежда ни в коем случае не должна нарушать приличий. Ведь современная мода часто сознательно противоречит сложившимся нравственным нормам, навязывая вызывающие одежды. Это для верующего неприемлемо", - сказал пастырь. "Церковь отстаивает классический образец красоты - красоты духовной, поэтому ее и обвиняют в отсталости. Внешний же вид человека, приходящего в церковь, должен соответствовать духу Церкви. Безусловно, надо проявлять снисхождение к тем, кто традицию нарушает по незнанию или в силу каких-то обстоятельств. Но зачем это делать сознательно и систематически? Есть и другая крайность - выпячивание в одежде и внешнем облике ложно понятого аскетизма, что, в свою очередь, просто глупость и бескультурье", - заключил отец Валентин.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09