Одна из причин этого явления - падение рекламных доходов у издателей. До кризиса Издательские дома в значительной степени покрывали свои затраты за счет рекламы. В среднем доходность ведущих изданий в прошлом году складывалась из поступлений: 70% - реклама, 30% - продажи. Благодаря этому отпускные цены на издание могли быть ниже себестоимости. В условиях кризиса, роста инфляции и резкого падения рекламных доходов издатель вынужден зарабатывать на продажах.
В тяжелом положении оказались и распространители. Отмена с нового года ЕНВД, рост тарифов на электроэнергию, транспорт, инфляция, кризис в банковской сфере и др. отрицательно сказались на деятельности распространительских структур, привели к падению рентабельности, закрытию части киосков. Рост цен на прессу в России вписывается в общемировой тренд. Так, в США в ноябре прошлого года цены на печатную продукцию выросли в среднем на 13%, а на глянцевые телегиды, к примеру, с 1 до 3 долларов в розницу. А ведущий американский оптовик - Anderson News (20% рынка распространения журналов в США) - уведомил издателей, что с 1 февраля 2009 года они должны будут платить 7 центов дополнительно за каждую копию, поставленную в магазин.
Средняя цена на издание в США в начале этого года выросла на 9,6% с $3,42 до $3,75. Чтобы понять насколько это значительное изменение, скажем лишь, что за последние 4 года цены на издания суммарно выросли на 2,6%.
В некоторых случаях наблюдается снижение цен. Наряду с массовым увеличением цен на прессу в начале года некоторые российские Издательские дома, наоборот, цены на свою продукцию снизили. Так падение цен на печатные издания доходит до 50%.
На 50 до 40% подешевели следующие издания: "Total Film", "Trend", "Русский пионер", "Мегасканворденок", "Простоквашино". На 30 - 15% - "777. Весенний букет мини", "Калейдоскоп. Вне закона", "Спорт день за днем". На менее чем на 15% снижены цены на следующие издания: "What car", "Смена", "Остров сокровищ", "Бабушкины рецепты", "Хит сканворд".
В Великобритании в августе этого года, The Sun снизила отпускную цену своей газеты с 35 до 30 пенсов, что сделало ее самой дешевой национальной газетой страны. После этого другая газета - The Daily Star сообщила, что снижает отпускную цену на свою газету до 20 пенсов.
Эта тенденция в Великобритании носит уникальный характер, так как на подавляющее большинство газет и журналов цены выросли. Так, более чем на 20% выросли цены на журналы "DVD world", "Top of the pops", "Peppa pig playground", "Gay time", "Love it", "Marvel heroes" и другие.
Таким образом, из сказанного следует, что преобладающий тренд на рынках печатных СМИ в нашей стране и за рубежом - рост конечных розничных цен на печатную продукцию. Отдельные случаи снижения цен объясняются наличием у конкретных редакций финансовых резервов на подобные действия, нацеленные на сохранение своих позиций на рынке и их расширение.
Русская линия