Иеромонах Серапион (Митько): В Ярославле проходит рейдерская акция против Православия 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иеромонах Серапион (Митько): В Ярославле проходит рейдерская акция против Православия

11.12.2008


Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии рассказал о конфликте вокруг восстановления Успенского кафедрального собора …

Иеромонах Серапион Митько "Последние события вокруг возрождения Успенского кафедрального собора города Ярославля невозможно понять вне контекста той духовной ситуации, которая сложилась в Ярославле и Ярославской области в последние десятилетия", - заявил в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), говоря о конфликте, разгоревшемся вокруг восстановления Успенского кафедрального собора города Ярославля.

Отметим, что по сообщению официального сайта Ярославской епархии, министру культуры Александру Авдееву и руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) Александру Кибовскому была направлена резолюция совместного заседания Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Союза архитекторов Российской Федерации (СА РФ), посвященного обсуждению строительства нового собора Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле. Как сообщили в Союзе архитекторов, этот документ также будет направлен Президенту России Дмитрию Медведеву, в генеральную прокуратуру, губернатору Ярославской области Юрию Вахрину, в российскую Комиссию по делам ЮНЕСКО и Синоду Русской Православной Церкви.

В резолюции отмечается, что проект собора архитектора Алексея Денисова, признанный победителем конкурса, проведенного администрацией Ярославской области в 2005 году, реализуется без необходимой согласительной документации и в нарушение ограничений, налагаемых на строительство в историческом центре города отечественным законодательством об объектах культурного наследия и международными обязательствами России по сохранению центра Ярославля как объекта Всемирного культурного наследия. Возмущение участников совместного заседания РААСН и СА РФ вызвало и то, что строительство собора ведется в увеличенных габаритах, без учета высотности и стилистики собора XVII века, взорванного в 1937 г., хотя на территории памятника Всемирного наследия допускается лишь точное воссоздание утраченного храма. По мнению участников заседания, принявших участие в обсуждении, новое здание, в ходе строительства которого был уничтожен последний остаток храма XVII в. (его фундаменты, сохранявшиеся под землей), с одной стороны, по общему объему и высоте значительно крупнее своего прототипа, что, по их мнению, якобы влечет за собой разрушение исторической панорамы города, а с другой, стилистически не соответствует задаче создания крупного, репрезентативного собора.

В связи с этим РААСН и СА РФ обращаются к Росохранкультуре с просьбой "остановить строительство до детального рассмотрения вопроса о возможности доработки проекта с учетом старых габаритов здания и согласования проекта в установленном порядке", а к Министерству культуры - "обратить внимание на недопустимость нарушения законодательства РФ по охране объектов культурного наследия при согласовании проектных решений по строительству Успенского собора".

Архиепископ Ростовский и Ярославский Кирилл, комментируя газете "Северный край" информацию о протесте профессионального сообщества против возведения Успенского собора по данному проекту, оценил позицию РААСН и СА РФ как часть некой "заказной кампании", направленной на внесение смуты в общественно-политическую жизнь региона. По его словам, новый собор станет "единственным настоящим памятником 1000-летию Ярославля". "Возводящийся собор приспособлен к современной жизни. И вообще надо, чтобы люди привыкали к тому, что у них есть главный храм, где можно собраться практически всем городом на те или иные праздники", - справедливо отмечает владыка Кирилл.

Со своей стороны, заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько) в интервью "Русской линии" напомнил, что "с начала 1990-х годов чиновники от культуры заняли чрезвычайно жесткую позицию в вопросе возвращения Церкви ее храмов и других сооружений религиозного назначения. Мы еще помним, что в начале 90-х годов музейщики устраивали акции против возвращения храма Ильи Пророка. Такая ситуация продолжалась достаточно долго и начала меняться после прихода на Ярославскую кафедру в 2002 году архиепископа Кирилла, человека глубоко укорененного в православной традиции и благодаря этому понимающего современность в ее трагической напряженности, человека, открытого к диалогу со всеми представителями власти и общественности. За прошедшие годы совершились несколько событий эпохального значения. Была возвращена Церкви Толгская икона Божией Матери, которая ныне пребывает в Толгском монастыре. Было возвращено Церкви историческое здание епархиального управления, которое является важной доминантной города и символизирует центральное положение Православия в жизни города Ярославля. Свое здание обрела Ярославская православная духовная семинария. Были возвращены некоторые храмы. Все эти храмы и здания приобрели благолепный облик".

Проект Успенского кафедрального собора в Ярославле"Однако, - отмечает отец Серапион, - в самых важных вопросах чиновники от культуры заняли совершенно непримиримую и крайне агрессивную позицию. Несмотря на многочисленные обращения верующих Ярославской епархии до сих пор не возвращен храм Илии Пророка, Спасо-Преображенский монастырь, в котором располагается музей-заповедник, в этом монастыре не возвращено Церкви ни одного храма, ни одного здания. В ужасающем положении находится храм Иоанна Предтечи, знакомый гражданам России, поскольку он изображен на тысячерублевой купюре. Рядом с этим храмом находится предприятие по производству красок, выбросы которого разрушают храм, являющийся памятником ЮНЕСКО. И именно потому, что за интересами музеев и чиновниками культуры стоят определенные финансовыми потоки, можно объяснить их нежелание сотрудничать с Церковью в данном вопросе. Ряд храмов находится в совместном пользовании, однако договоры о совместном пользовании являются по своей сути неравноправными, так как предоставляют музеям решающее слово в организации богослужений. Сложилась парадоксальная ситуация, что в одном из древнейших городов России, в городе, где располагается вторая по древности на Руси архиерейская кафедра, нет храма, который полностью отвечал бы требованиям, предъявляемых к кафедральному собору".

Иеромонах Серапион напомнил, что Успенский собор был разрушен в 1937 году. "Несколько лет назад было принято решение о его восстановлении, был проведен конкурс, на котором победил проект, продолжающий реализовываться и сегодня. Однако многие люди были не согласны с итогами этого конкурса, люди, которые отстаивали собственные интересы. Собор восстанавливается на средства Виктора Ивановича Тырышкина, которого можно считать образцом православного предпринимателя. Виктор Иванович тратит огромную часть своих средств на восстановление православных храмов. Только в Ярославской епархии было восстановлено несколько храмов. Был заново построен собор в Свято-Никольском Переяславском женском монастыре, был восстановлен Спасо-Преображенский собор города Рыбинска, и сейчас происходит возрождение Успенского кафедрального собора. Ни министерство культуры, ни другие властные структуры не тратят на это своих средств. Это чисто народный проект. Хочется отметить, что многие проекты в условиях финансового кризиса были свернуты или приостановлены, но Виктор Иванович Тырышкин продолжает строительство собора и собирается продолжать его и далее, несмотря на все трудности, которые испытывает современная российская экономика", - отмечает священник.

Успенский кафедральный собор в Ярославле до разрушения в 1937 годуПо его словам, некоторое время назад началась кампания против этого строительства, хотя собор построен уже в значительной своей части. "Он заметен из многих концов города. И теперь, когда строительство находится на заключительной стадии, начинается эта кампания. При этом аргументы противников строительства не выдерживают никакой критики. Они говорят, что собор нарушит исторический облик города. Давайте разберемся, а что такое исторический облик города? Почему они не возмущались, когда собора вообще не было? Как раз отсутствие собора в большей степени нарушало исторический облик города, но тогда это совершенно никого не волновало. Недостроенный собор в еще большей степени нарушит исторический облик города. При этом ни у кого не вызывает вопросов строительство целого ряда светских сооружений в самом центре Ярославля. Например, гостиницы "Мариотт", строительства объекта на Николаевском бульваре. Неизвестно, согласовано ли это строительство, имеются ли все необходимые документы. По нашим данным, не имеются. Однако никто не возмущается этими стройками, возмущение вызывает именно возрождение Успенского собора. За этим стоит определенная психологическая установка людей, которые привыкли воспринимать образ недавнего прошлого как некий окончательный и незыблемый. Конечно, Успенский собор нарушит исторический облик города, но только тот облик города, который сформировался в советское время, когда одни храмы были закрыты, другие - разрушены. Успенский собор изменит этот исторический облик и приведет его в соответствие с тем первоначальным образцом, который существовал до разрушения этого храма. Некоторые наши оппоненты утверждают, что размерность собора отличается от его исторических форм. Это можно объяснить разными причинами, в том числе и тем, что изменился уровень Волги, что изменилась вообще визуальная топография местности, и изменения облика собора во многом было призвано компенсировать те неизбежные природные изменения, которые произошли за 70 лет, прошедших с момента его разрушения", - подчеркнул представитель Ярославской епархии.

Иеромонах Серапион обратил внимание на то, что "в кампании против Успенского собора четко просматривается антицерковная направленность. Ведь возрождение собора будет знаком торжества Православия, символом его победы над силами зла, которые долгие десятилетия терзали Ярославскую землю, проводя на ней несопоставимые со многими другими регионами кампании воинствующего атеизма. Несомненно, люди, которые борются против Успенского собора, отстаивают, прежде всего, собственные интересы. Они пытаются отвлечь внимание Ярославской епархии от вопросов возвращения святынь нашего города. Наш религиозный долг заключается в том, чтобы прекратить дальнейшую профанацию сакрального пространства храмов, которые используются не по назначению. Ни у кого не вызывает возмущение, что храм Спасо-Преображенского монастыря превращен в концертный зал, что его облик искажен, и никакие представители министерства культуры не видят в этом ничего зазорного. В преддверии тысячелетия города Ярославля, которое будет отмечаться в 2010 году, врагам Церкви очень важно одержать символическую победу над Православием. Эта символическая победа выглядит в их глазах как повторное, вторичное разрушение храмов, по сути дела, те же силы, которые когда-то, в конце 1930-х годов, разрушили Успенский собор, хотят разрушить его снова, совершить эту акцию десакрализации, акцию надругательства над Православием. По сути дела, действия инициативных групп против Успенского собора являются рейдерской акцией против Православия".

"Мы помним, что строительство Успенского собора было благословлено ныне покойным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Поэтому после его блаженной кончины возрождение собора приобретает для нас новый смысл. Мы не просто восстанавливаем разрушенную святыню, мы исполняем свой нравственный и религиозный долг по отношению почившему Святейшему Патриарху, чье благословение на строительство этого храма является для нас незыблемым. Мы возрождаем этот храм не только в память о многих поколениях православных ярославцев, но и в память о почившем Святейшем Патриархе, который благословил это строительство и уделял ему много своего внимания", - заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме