Рассказывая о жизни Патриарха Алексия II, западные журналисты и религиозные эксперты особенно отмечают его невероятный успех по возрождению Православия в России, объединению Русской Православной Церкви за границей с РПЦ, строительство храма Христа Спасителя. "Алексий II необыкновенно успешно справлялся со своей ролью", - говорит Майкл Бордо, основатель религиозного центра Кенстонского колледжа (Великобритания), который считает Патриарха очень сильным лидером. Именно Патриарху Алексию II, по словам Бордо, Русская Православная Церковь обязана "выдающимся перерождением и процветанием".
Еще в 1980-х и 1990-х многие европейские и американские обыватели почти ничего не знали о Православной Церкви. Студенты в американском университете, словосочетание "Orthodox Church", слушая лекции, воспринимали как "некую Ортодоксальную Церковь", ведь о существовании Православия они понятия не имели. Даже набожные католики, о существовании Православия, конечно, знали, но искренне удивлялись его обрядам, а факт, что РПЦ празднует Рождество 7 января, шокировал их. Но со временем европейцы и американцы начали приезжать в Россию, работать здесь и переходить в Православие. Зачастую люди, которые принимали столь ответственное решение, были вовсе не набожны. На вопрос "Зачем?" - следовали самые разнообразные ответы.
Американцам, жителям страны малых протестантских общин, нравится в Православии преданность его последователей. В Америке переходить из конфессии в конфессию можно хоть еженедельно, и стоит, скажем, методистскому пастору сказать нечто, что не понравится прихожанам, - в мгновение ока они уже баптисты. Или наоборот. Или лютеране. Пасторам, чтобы не потерять паству, приходится подбирать слова, поступаться принципами. Так что иногда консервативность и несгибаемость церковной доктрины, которая, конечно же, несовместима с либеральными ценностями, не отталкивает, а привлекает тех, кому надоели "церкви-ПБОЮЛы"(ПБОЮЛ - предприниматель без образования юридического лица - РЛ).
Другие говорили о красоте православного обряда, о том, как именно обрядовая сторона привлекла их в Церкви. После Второй мировой войны протестанты в поверженной Германии переходили в католицизм именно из-за красоты его обрядов. Чтобы в окружавшей их серости и депрессивности появилось что-то сказочное. Сейчас многие экспаты (сотрудники компании, специально приглашенные из другой страны - РЛ) в России ищут эту сказочность в Православии, чтобы в Церкви скрыться от мира новостных сводок, котировок акций, финансовой отчетности - от всей этой пестроты, которая на самом деле делает жизнь человека пустой, холодной и одинокой. Для всех этих людей Патриарх Алексий II не был неким противоречивым иерархом. Они все однозначно воспринимают его как большого деятеля Церкви, который из небытия восстановил то, что привлекло их и принесло смысл в их жизнь, пишет обозреватель интернет-издания "Газета".
Русская линия