Сейчас европейцы заинтересованы в нормализации отношений с Ташкентом, которые они сами и испортили. А Узбекистан идет навстречу этим пожеланиям. Тем не менее, не стоит драматизировать ситуацию. История взаимоотношений Узбекистана с Россией в рамках ЕврАзЭС никогда не была простой. Ташкент не был в числе государств-основоположников этой организации в 2001 году, так как в то время его власти ориентировались в своей внешней политике на Запад. Напротив, в тот период Узбекистан (вместе с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией) входил в блок ГУУАМ, который в Москве считали антироссийским. Затем узбекские власти покинули и эту организацию.
Выход Узбекистана из ЕврАзЭС, скорее всего, свидетельствует о том, что Ташкент стремится поддерживать и с Россией, и с Европой равные отношения. Наглядным ориентиром в этом для Ташкента, очевидно, является Казахстан. Приостановка членства в ЕврАзЭС - это демонстративный жест для ЕС. Однако, узбекские власти вряд ли пойдут на обострение отношений с Россией и не станут выходить из организации коллективной безопасности ОДКБ. То же самое касается и нефтяной политики узбекских властей.
На саммите 1 сентября 2008 года страны Евросоюза приняли решение предпринять все возможные усилия для диверсификации путей поставки энергоресурсов, в первую очередь за счет проекта Nabucco - газопровода, по которому среднеазиатский газ должен поставляться в Европу в обход России. В связи с этим 13 октября главы МИД Евросоюза приняли решение отменить все санкции против Узбекистана.
На этой неделе впервые за последние три года в Ташкент прибыл лидер одной из стран - членов ЕС, президент Болгарии Георгий Пырванов. Официально сообщалось, что главная цель его приезда - убедить президента Узбекистана Ислама Каримова присоединиться к европейскому проекту Nabucco. Президент Узбекистана Ислам Каримов тогда четко заявил, что "Узбекистан продает газ только России" и прямые поставки газа в Европу не входят в его планы.
А.Колышкин