Кроме того, Группа ГАЗ приостановила производство автомобилей "ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и "Баргузин" из-за нехватки средств у банков, у которых брали кредиты большинство покупателей этих моделей. По словам председателя правления компании Сергея Занозина, на складах уже скапливается трёхмесячный остаток продукции, а по итогам года снижение производства в целом может составить до 30 процентов.
Лихорадит не только ГАЗ, но и другой отечественный автогигант - АвтоВАЗ. Из-за сокращения сбыта руководство ВАЗа планирует сократить рабочие субботы намеченные ранее.
"Автопроизводители ждут поддержки от государства. Но оно не спешит выделять им деньги, - считает аналитик инвестиционной компании "БрокерКредитСервис" Севастьян Козицын. - Скорее всего, в итоге правительство поддержит компании, но деньги станут выделять адресно и общей программы не будет". "Покупателей всё меньше, и это связано с тем, что банки отменяют автокредитование. В ближайшее время ожидается рост рынка подержанных, более дешёвых автомобилей", - сказал эксперт.
Надо сказать, что проблемы российского Автопрома складываются из двух причин: сворачивания банками программы кредитования и лавинообразно растущего импорта иностранных автомобилей. Причем, надо сказать, что обе проблемы легко решаемы. Будь на то воля правительства.
Российские банки до сих пор были вынуждены кредитоваться на зарубежном межбанковском рынке, так как российское правительство предпочитало изымать доходы от нефти - третью часть бюджета страны, до 8 процентов ВВП - и консервировать эти средства в западных облигациях и вкладах. Сейчас, когда необходимо возвращать иностранные кредиты, а взять новые не представляется возможным, российские банки вынуждены сворачивать программы потребительского кредитования, что неизбежно бьет и по отечественным производителям. Причем по отечественным производителям финансовый кризис бьет сильнее, так как за мировыми автогигантами стоят мощные финансовые структуры способные поддержать на необходимом уровне производство и реализацию продукции.
Элементарное перенаправление госсредств может решить эту проблему, причем государство от этого только выиграет. В иностранных банках российские госсредства размещались в среднем под 4 процента годовых, а отечественные заемщики будут рады взять средне и долгосрочные кредиты по ставке в два раза большей.
Вторая проблема - быстрорастущий импорт новых и подержанных автомобилей - так же могла бы быть решена без серьезных затрат. Достаточно запретить, как это делают большинство европейских стран, ввоз в страну подержанных автомобилей, что бы дать возможность ВАЗу и ГАЗу легче пережить последствия финансового кризиса.
По прогнозам экспертов, несмотря на кризис, в России то итогам этого года будет продано около 3 миллионов автомобилей, и из них только чуть более 1 миллиона российского производства. Еще 300 тысяч будут собраны из машинокомплектов ввезенных в страну по льготной правительственной программе, все остальное это новые или подержанные автомобили, импортированные из-за рубежа - рост импорта по итогам 9-ти месяцев этого года составил 85 процентов.
Более того, по прогнозам в течение 3 лет российский авторынок может вырасти до 5 миллионов автомобилей продаваемых ежегодно, а со временем и до 7-ми. То есть внутренний спрос мог бы стать мощнейшим стимулом для развития отечественного Автопрома, в случае если бы правительство осознало необходимость поддержки производства через таможенное регулирование или налоговые льготы для отечественных производителей.
Примером такой политики мог бы стать для нас Китай, производивший 2001 году 1 миллион автомобилей, а по итогам 2007 года уже в 7 раз больше. Рецепт такого рода успеха прост - высокие, на уровне 70 процентов, таможенные ставки на ввоз импортных автомобилей, что поддерживает спрос на китайскую продукцию и вынуждает иностранные автогиганты строить заводы в КНР.
К.Новиков