Конкурс "Лучшая школа страны" проводится уже 7 лет. Среди его победителей были школы из самых разных регионов страны. Конкурс является частью большой национальной программы "Образование", которую президент Дмитрий Медведев назвал приоритетной сразу же после вступления в новую должность.
Медведев был куратором проекта, так же как и остальных трех нацпроектов - здравоохранения, сельского хозяйства и решения жилищной проблемы - ещё, когда он работал в должности первого заместителя Председателя Правительства РФ. И уже став Президентом, он остался верен себе, что "первая часть работы пройдена, определённые результаты достигнуты. Но мы бы хотели, чтобы эти результаты были самыми предварительными, потому что впереди ещё очень большая работа. Для того, чтобы достичь и современного, качественного уровня образования надо ещё много работать".
Лауреаты конкурса получают солидный государственный грант на дальнейшее развитие своего учебного заведения, так же денежное вознаграждение получают 38 учителей - лидеров образования, лауреатов премий в 100 тысяч рублей и пять юных талантов, удостоенных Президентских грантов за высокие достижения в различных сферах жизни.
Из года в год одним из первых показателей при подведении итогов конкурса было техническое оснащение школ - компьютеризация, введение всевозможных инновационных проектов. В этом году впервые было сказано, что "хорошему может научить только учитель, который был и остается нравственным стержнем общества". Конечно же отрадно, что на высшем уровне заговорили о нравственности в школе. Но пока всё зависит только от усилий отдельных педагогов, ощутимых результатов мы не добьемся. В лучшем случае получим людей, получивших образование, но не получивших нравственного воспитания. Раньше этим занимались учителя-гуманитарии, прежде всего словесники. Теперь, когда преподавание литературы и истории сведено к усвоению обуженной программы, необходимой только для того, чтобы пройти компьютерное тестирование, они потеряли возможность уделять нравственным вопросам достойное внимание.
Выходом из создавшегося положение было бы введение нового предмета - "Основы православной культуры", разработчики которого нравственные уроки при преподавании "Основ" ставят во главу угла. Но, почему-то многие чиновники из Министерства Образования во главе с самим министром, некоторые чиновники отделов образования на местах, директора школ и учителя активно противодействуют введению нового предмета. Поэтому все разговоры о нравственных основах воспитания в школе пока носят беспредметный характер. И никакие премии и гранты ничего тут не могут изменить.
Л.Ильюнина