itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О главном непринятом решении Св.Синода

Вопрос о духовном окормлении Абхазии и Южной Осетии на заседании 6 октября не рассматривался

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии 
0
102
Время на чтение 4 минуты
Республика АбхазияСвященный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) на прошедшем 6 октября заседании не стал принимать в лоно Русской Церкви Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южная Осетия) епархии, пишет газета «Коммерсант». При этом известный миссионер диакон Андрей Кураев в интервью «Коммерсанту» назвал это ни более, ни менее как «главным событием заседания Св. Синода». «Главным итогом нынешнего Синода можно считать то, что РПЦ не откликнулась на призыв осетин и абхазов об объединении, в очередной раз продекларировав незыблемость канонических территориальных границ», - заявил он, комментируя решение Синода. Более того отец Андрей подчеркнул, что позиция Русской Церкви в этом вопросе фактически «разошлась с кремлевской», а вопрос о духовном окормлении республик оказался политическим. Позицию Священноначалия диакон объяснил тем, что РПЦ не выгодно ссориться с Грузинской Православной Церковью.

Газета приводит также слова руководителя пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского, что Патриарх Алексий II «всегда подтверждал целостность Грузинской Церкви». «Речи о включении Осетинской и Абхазской Церквей в состав РПЦ быть не может», - подчеркнул отец Владимир.

Как известно, на сегодняшний день Южная Осетия и Абхазия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви. Представители Сухумо-Абхазской и Аланской епархий, находящихся на территории республик, неоднократно просили Московский Патриархат взять их под свой омофор. В частности, в начале сентября временно управляющий Сухумо-Абхазской епархией священник Виссарион Аплиа заявил, что возглавляемая им епархия желает быть самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Он отметил, что с таким предложением православные Абхазии обращались в Московский Патриархат «неоднократно и ранее, но непризнанность республики являлась главным препятствием для решения этого вопроса». «Теперь, когда независимость Абхазии признана Россией, мы вновь намерены обратиться с просьбой о решении этого вопроса», - сказал отец Виссарион.

Южная ОсетияНа окормлении Абхазии и Южной Осетии Русской Церковью настаивают и миряне, не желающие далее находиться в лоне Грузинской Православной Церкви. 25 июля сего года с открытым письмом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II обратилось несколько молодежных организаций Южной Осетии. В документе отмечается, что «осетинский народ, являясь носителем древнейшей культуры, никогда не терял духовных ценностей и веры в Господа. Аланская Епархия, которую мы вновь обрели с Божией помощью, не нуждается в опеке шовинистической Грузинской Церкви. Мы, молодежь Южной Осетии, на протяжении 18 лет испытываем на себе "заботу" правительства и духовенства Грузии, мы свидетели того, как появляются свежие могилы наших сверстников - православных христиан». «Молодежь Южной Осетии уповает на Ваше Святейшество и надеется, что в будущем Русская Православная Церковь будет с большим вниманием следить за ходом событий в Южной Осетии, население которой в подавляющем большинстве исповедует Православие, и давать объективную оценку действиям грузинского духовенства и правительства», - говорится в заключении обращения.

Напомним также, что в конце августа директор первого общественного православного телеканала "СПАС" Александр Батанов опубликовал на сайте телеканала открытое обращение, в котором попросил священноначалие РПЦ принять «под омофор Московского Патриархата Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южно-Осетинскую) епархии».

Позицию Русской Праославной Церкви в этом вопросе уже озвучивали официальные представители Московского Патриархата. Так заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, говоря о признании Россией независимости республик, заявил, что «политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами». Точно такое же мнение высказал в интервью «Русской линии» секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. «Политические решения не имеют прямого действия в области церковно-юрисдикционных отношений. Данный вопрос является темой для диалога между Русской и Грузинской Православными Церквами», - считает отец Николай. В начале сентября сего года в радиоэфире «Русской службы новостей» он заявил, что вопрос о духовном окормлении Абхазии и Южной Осетии не должен решаться верующим населением республик. «Их воля, конечно, выразить свое желание, - это у них никто отнять не может, а вот, что касается решение этого вопроса, он, конечно, должен решаться в диалоге между нашими Церквами. Он не может быть решен Русской Церковью в одностороннем порядке», - выразил уверенность священник.

Однако на сей счет прозвучало и другое мнение. В интервью "Русской линии" его высказал наш авторитетный богослов профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов. Профессор Осипов, в отличие от протоиерея Николая Балашова, считает, что именно в случае Южной Осетии и Абхазии «все будет зависеть, прежде всего, от желания самих верующих». «Какие-то приходы, может быть, захотят остаться в Грузинской Православной Церкви, как это и было, другие, может быть, не пожелают этого, а захотят перейти в Русскую Православную Церковь», - полагает Алексей Осипов. В качестве положительного примера ученый-богослов привел Америку, «где есть Американская Автокефальная Церковь, есть Греческая Церковь, подчиненная Константинополю, есть Церковь, подчиненная Александрии, Румынии и т.д. Все эти Церкви находятся на территории Соединенных Штатов или Канады, то есть одни приходы принадлежат одной Церкви, другие - другой».

Очевидно, что вопрос о каноническом устройстве Абхазской и Юго-Осетинской (Аланской) епархий не имеет простого решения. С одной стороны, вполне законны требования верующих абхазов и осетин обеспечить им нормальные условия для церковной жизни. С другой стороны, нарушения канонического принципа с нашей стороны чревато не только разрывом отношений с Грузинской Православной Церковью, с которой у нас много общих позиций в вопросах межцерковного сотрудничества, но и сложностями в наших отношениях с греческими Церквами. Тем не менее, замалчивание этого вопроса - не лучший выход из ситуации. Ее нужно обсуждать, избегая политизации проблемы, избегая конфликтов с государственной властью. Хотя сегодня реальным может быть только какое-то временное компромиссное решение.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии
Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ
Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие
29.10.2021
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Патриарх Варфоломей подталкивает грузин к расколу
Глава Фанара диагностировал у Русской Церкви «болезнь Третьего Рима», а вот Константинополь имеет «эксклюзивные полномочия»
08.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии