Среди действующих лиц оперы, русский текст которой принадлежит перу Валентины Смироновой и Анны Булычевой, Императорская чета - Николай Второй и его супруга Александра Федоровна, князь Феликс Юсупов, Ленин и, конечно, сам Распутин.
Мировую премьеру "Распутина" исполнили 17 сентября 1988 года на сцене New York City Opera. Бертман узнал об этой опере 12 лет назад, но "тогда был не тот момент", а сегодня "политическая ситуация не только позволяет, но и требует постановки этой оперы", подчеркнул худрук "Геликона".
Почему нынешняя политическая ситуация требует постановки оперы, в которой Григорий Распутин предстанет в роли монстра? Об этом, наверное, известно только господину Бертману, но нельзя не отметить странные совпадения. По словам режиссера, - "тогда был не тот момент". Долгожданный момент для режиссера настал именно сейчас, в год 140-летия со дня рождения Государя Императора Николая II и девяностую годовщину убийства Царской Семьи. Вызывающую поистине нездоровый интерес иностранцев тему взаимоотношений Григория Распутина с Царской Семьей Бертман решается мусолить буквально через неделю после реабилитации Царственных Мучеников, когда вслед за церковными и светские власти признают (хотя и косвенно) непогрешимость последних представителей династии Романовых.
Любопытно и еще одно совпадение. Оказывается, в одно время с мировой премьерой оперы "Распутин" в США в СССР "сняли с полки" полузапрещенную картину Элема Климова "Агония", героем которой также был Григорий Распутин. А один из первых показов этого фильма был как раз в том самом зале, где потом родился театр "Геликон-Опера". Любопытные совпадения, но они имеют отношение не к области искусства, а скорее к области информационно-идеологической борьбы.