Вместе с тем речь идёт лишь о легальном рынке труда, который составляет небольшую часть от общего числа мигрантов находящихся в России. По мнению большинства наблюдателей, количество нелегальных мигрантов может составлять от 15 до 20 миллионов человек, что примерно соответствует данными Пограничной Службы о разнице между въехавшими на территорию России и выехавшими за период с 92 года.
Изменение квот мало влияет на рынок труда т.к. механизмы контроля за нелегальным трудоустройством не отработаны. Кроме того, в России нет осмысленной политики в вопросе о том какие трудовые ресурсы предпочтительны, не учитываются такие критерии как профессионализм, уровень образования, культурная, религиозная и этническая близость привлекаемых рабочих по отношению к населению России.
Очевидно, что адаптация православных украинцев, белорусов и молдаван проходит в России намного быстрее и бесконфликтнее чем таджиков, узбеков и киргизов - составляющих сейчас основную часть импортируемой рабочей силы. Присутствие в крупных мегаполисах большого количества выходцев из Средней Азии порождает всплеск национализма и ксенофобии, в то время как привлечение работников славян не вызывает какого либо раздражения и конфликтов.
Кроме того, слабо владеющие русским языком среднеазиаты - чаще всего слабообразованные выходцы из кишлаков - становятся объектом мошенничества и жестокой эксплуатации со стороны работодателей. А их замкнутость и трудности в адаптации способствуют появлению в их среде этнических преступных группировок, на первом этапе специализирующихся на поборах с земляков, а в дальнейшем расширяющих поле своей деятельности до преступлений в отношении местного населения.
Вместе с тем такой привлекательный, с точки зрения величины заработной платы, рынок труда как московский, может обойтись и вовсе без привлечения иностранной рабочей силы. Для этого необходимо строительства недорогих общежитий для выходцев из близлежащих к Москве областей и заключение соответствующих прямых договоров правительства Москвы с губернаторами ЦФО.
Экономика России, медленно, но растет, население стареет, своих рабочих рук не хватает. Это значит, что в ближайшее время мы не сможем отказаться от импорта рабочей силы. Но и оставлять вопрос на самотёк либо ограничиваться примитивным квотированием нельзя, необходима комплексная программа регулирования рынка труда. В противном случае нас ждут серьёзные проблемы, подобные тем с которыми сталкиваются индустриальные страны Европы, в своё время, бездумно завозившие рабочую силу из Азии и Африки.
К.Новиков