Решение о разработке в России программного документа, определяющего приоритеты развития страны в следующем десятилетии было принято ещё в июле 2006 года на заседании Госсовета. Документ готовился в Минэкономразвития, но в его обсуждении участвовали многие профильные ведомства, в том числе и Минфин, а также губернаторы и общественные организации, отмечают РИА Новости. В основу концепции-2020 был заложен инновационный сценарий развития экономики. Это и технологическое обновление российской промышленности, и повышение энергоэффективности экономики к 2020 году не менее чем в 1,5 раза. Второй приоритет - повышение уровня благосостояния граждан. Согласно долгосрочному прогнозу, подушевой ВВП к 2020 году в РФ вырастет до 30 тысяч долларов (по паритету покупательной способности), а к 2030 году - до 50 тысяч долларов в год.
Ещё один бесспорный приоритет - вывести Россию в лидирующую "пятерку" игроков на мировом рынке. Ранее, выступая на заседании Общественной палаты, Эльвира Набиуллина уточнила, что концепцию предполагается реализовать в три пятилетки - до 2013 года, до 2018 года и с 2018 года. Основной упор, по словам министра, должен быть сделан именно на первом этапе, когда должен быть заложен "фундамент будущей России". Это значит, что к 2012 году России необходимо добиться повышения эффективности производства в ключевых секторах экономики, до 2018 года должно произойти повышение финансовых вложений в экономику, а с 2018 года Россия должна закреплять свои лидирующие позиции на мировых финансовых рынках. Россия должна быть лидером на мировом рынке минимум по восьми-десяти позициям, с долей не менее 50%, уточнила министр. Однако, как оказалось, даже принятие концепции, не то что реализация планов на 10 лет вперёд, стало большой проблемой.
Суть расхождений Минэкономразвития и Минфина можно охарактеризовать следующим образом: Эльвира Набиуллина предлагает активно развивать отечественную экономику за счёт полученных ранее сверхприбылей, и уже потом думать о социальных проблемах, а Алексей Кудрин заявляет о необходимости уделять больше внимания пенсионерам и социальной стабильности в стране, и не тратить полученный запас прочности. В связи с этим Минфин даже обратился в правительство с предложением отложить принятие бюджетной стратегии до 2023 года и концепцию развития до 2020 года до ноября, когда будет завершено обсуждение пенсионной реформы. Однако после долгих дискуссий чиновники всё же смогли договориться, и одобрили концепцию в целом. При этом вопрос о снижении НДС решили отложить до 2009 года, а министерствам было поручено в течение ближайших дней ещё раз согласовать все спорные вопросы.
Тем не менее, эта дискуссия в недрах исполнительной власти сомнительна сама по себе. План развития страны на 10 или даже на 20 лет вперёд принять несложно - на бумаге, как известно, всегда всё хорошо получается, однако как только все подобные планы пытаются претворить в жизнь, тут "неожиданно" появляются совершенно "непредвиденные" проблемы. Но стоит ли этому удивляться? Судя по выступлениям нашего президента и премьер-министра, российские чиновники едва справляются даже с теми поручениями, которые им в личном порядке дают представители высшей федеральной власти, а что уж говорить о десятилетних планах развития. Более того, в условиях, когда Россия и её экономика являются лишь небольшой частью огромной мировой системы, такое планирование всё больше напоминает откровенное гадание на кофейной гуще. Чем закончилась советское планирование "пятилеток" все прекрасно знают, не тоже ли ждёт и нас?
Впрочем, не стоит сильно расстраиваться. Мировой экономический кризис уже внес свои коррективы. Не успели наши власти принять "Концепцию долгосрочного развития", как оказалось, что правительству следует вновь пересмотреть свои планы и начать работу, что называется, с чистого листа. Сегодня у России появилось гораздо больше реальных проблем, а это может заставить наши власти заняться их решением, перепоручив все остальное научным и общественным институтам. Ведь исполнительная власть всё же должна заниматься регулированием жизни страны и исполнением законов, а не общественными диспутами.
А.Колышкин