При этом пошутил: "Кто-то хочет минуту молчания? Думаю, что не надо".
Напомним, в ночь со 2-го на 3-е сентября парламентская фракция "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) проголосовала за выход из парламентской коалиции с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ) сформировавшей правительство Украины. По регламенту решение о выходе из коалиции вступает в силу на 11-й день после его принятия.
Поводом к выходу из коалиции НУНС послужили принятые с 2 по 5 сентября БЮТ вместе с коммунистами и Партией Регионов законы, ограничивающие власть Президента, а так же отказ Юлии Тимошенко и её фракции в Раде осудить Россию за действия по защите Южной Осетии. И первое, и второе имеет отношение, прежде всего, к предстоящей схватке за власть вообще и выборам Президента Украины в частности.
Инициатором и главным гроссмейстером на украинском политическом поле надо признать Юлию Тимошенко, ей же принадлежит инициатива в выборе стратегии развития событий на Украине.
Юлия Тимошенко, как наиболее дерзкий, тактически опытный и популярный на Украине политик, отчётливо понимает, что какой бы путь к власти она не выбрала - через победу на выборах в Раду и формирование однопартийного правительства с расширенными полномочиями или через победу на выборах президента и перераспределение этих полномочий, соответственно, в эту сторону - ей предстоит борьба не за электорат мало популярного Ющенко - поддержка которого среди граждан Украины не выходит за 5-7 процентов - а за избирателей русскоязычного Юго-Востока Украины, до сих пор поддерживавшего Виктора Януковича и его Партию регионов.
А для этого не стоит ввязываться в антироссийские акции Ющенко, будь это осуждение России и поддержка Грузии, попытки не пустить Черноморский флот на его базу в Севастополь или навязчивые просьбы принять поскорее Украину в НАТО. Более того, есть смысл найти общий язык с Россией, общность судеб с которой чувствуют не только русскоговорящие жители Юго-Востока но и немалая часть населения центральных областей Украины.
Причём надо сказать, что и само украинское государство имеет шанс реализоваться и выйти из череды кризисов не через союз элит на Западе (преимущественно электорат Ющенко) и Центре Украины (избиратели Тимошенко) в противовес интересам избирателей Юго-Востока (база Януковича и Партии регионов) - эта расстановка, до сих пор не приносила Украине ничего кроме потрясений - а через компромисс и союз между православным, лояльным в той или иной степени России населением и элитами Центра и Юго-Востока, пусть даже западные украинцы, в массе своей ориентированные в противоположную от России сторону в религиозном, ценностном и внешнеполитическом плане, останутся на периферии такого рода политического согласия.
Более того, политик сумевший примирить и объединить таким образом Украину не только обеспечит себе максимально возможную поддержку на любых выборах, но и станет по настоящему отцом (или матерью) украинской государственности. И Тимошенко, видимо, отдает себе в этом полный отчет. При этом она не позволяет себе слишком сильно оторваться от образа проевропейского, исключительно украинского политика и, делая жесты в строну России, не забывает тут же заявлять, обращаясь к узконациональному электорату, что никогда не допустит признания русского языка вторым государственным языком в "ущерб украинскому".
Так же не стоит смешивать наметившийся пророссийский крен в риторике Юлии Владимировны, адресованной потенциальным избирателям, и её реальную политику в отношении России, НАТО, Черноморского флота, да и самих русскоговорящих избирателей в случае консолидации ею власти на Украине тем или другим способом.
Но, так или иначе, отношения между председателем правительства и президентом Украины достигли точки кипения, парламентская коалиция приказала долго жить, и встал вопрос - а что же дальше? По закону, в случае, если в ближайшие 30 дней в Верховной раде не будет сформирована новая коалиция из простого большинства депутатов, президент имеет право Верховную Раду распустить и назначить новые выборы - и Виктор Ющенко о намерении это сделать уже заявил, а Юлия Тимошенко призвала депутатов своей фракции готовиться к выборам и усилить работу на местах.
Тем не мене, роспуск Рады не единственный и не самый очевидный сценарий развития событий. Формирование новой коалиции вполне возможно, причём и здесь существует, несколько вариантов. Главные из них:
- формирование новой-старой коалиции в составе все тех же БЮТ и НУНС с добавлением к ней блока Литвина (ему уже обещан пост спикера) - что позволит как бы "обновить и укрепить" коалицию, и заключить новое коалиционное соглашение;
- создание коалиции БЮТ с Партией регионов, с возможным участием коммунистов, того же Литвина и немалого количества (около половины) перебежчиков из НУНС - что позволит консолидировать более двух третей Верховной Рады - причём, намного более конституционного большинства в две трети депутатов - и продемонстрировать населению Украины небывалое до сих пор "национальное единство" в стенах парламента, а так же приступить к изменению конституции страны, например, окончательного превращения президента в "английскую королеву".
В каждом из этих вариантов есть свои приобретения и издержки. Определяющим же в выборе Тимошенко - а именно за ней сейчас инициатива - создавать ту или иную коалицию или идти на выборы, будет оценка перспективности этих шагов в предвыборном плане - когда идти на выборы сейчас, или через полгода и что даст формирование временной коалиции с тем или другим заклятым попутчиком?
Ещё одним вариантом развития событий может теоретически стать силовой слом ситуации Виктором Ющенко, не имеющим шансов переизбраться президентом на новый срок, с не только роспуском Рады, но и попыткой перенести сроки её выборов, либо приостановкой или сокращением её полномочий.
То положение, в котором оказывается Виктор Ющенко, всё больше привыкающий к роли спасителя Украины от имперской России и гаранта европейского пути развития страны, и то положение в котором оказываются близкие к нему политики типа главы Секретариата Президента Балоги, гарантированно уходящие в тираж после следующих президентских выборов, в том случае если они пройдут по существующему законодательству, и та активность с которой Ющенко и его секретариат будоражат ситуацию, может наводить на мысль что и силовой сценарий - на грани конституционности или с выходом за конституционное поле - не исключен.
К.Новиков