Читаем документ дальше. По мнению авторов стратегии, единое транспортное пространство России значительно искажено, дисбалансировано: так, при преобладании автотранспорта в удручающем состоянии находится транспорт водный, а при наличии спроса на дороги, таковые отсутствуют; кроме того, Россия имеет недопустимо низкое число провинциальных аэропортов. Далее приводятся цифры: граждане стали меньше ездить (пассажиропоток за последние 5-7 лет снизился на 60 %) - это дорого. От железнодорожных катастроф в России погибает вдвое больше людей, чем в Европе. Перевозка пассажиров по России в основном убыточна. Профессиональные кадры из отрасли бегут. Мы неконкурентоспособны на мировом рынке. Далее авторы предлагают 2 варианта развития событий: инновационный и сырьевой. В первом случае в русском Зауралье вокруг Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска будут создаваться центры роста. Далее, в случае успеха инновационной программы транспортного развития России будет достигнута целая группа целей, не только общесоциальных, но также общеэкономических и общетранспортных. Между прочим, программа призвана превратить огромные просторы России из тормоза экономического развития - в его локомотив. Похвальное желание. Об этом, хотя и другими словами, говорил на том же Байкальском форуме первый зампред Председателя Правительства России Игорь Шувалов.
И действительно, география на протяжении столетий была и остаётся дамокловым мечом России. Её протяженные пространства, которые не могут быть толком освоены на протяжении последних пятисот лет - прекрасное тому подтверждение. Русские земли за Уралом до сих пор малопривлекательны для европейских россиян. Московские власти, как правило, решали проблему освоения Сибири и Дальнего Востока двумя основными способами: либо посылая туда ушкуйников в качестве вольных людей (отряды Ермака, к примеру), либо ссылая туда же тех самых ушкуйников (разбойников) в качестве ссыльных (декабристы при Царе, Колыма при советской власти). Первые два пути ничего, по большому счету, не дали. Третий путь, предложенный Столыпиным - переселение свободного крестьянства на свободные земли - также не дал долгосрочного эффекта. По факту сегодня Сибирь и Дальний Восток - как были малолюдными, так и остались. Как бежал народ оттуда на «большую землю», так и бежит. Чем заманить людей? Длинным рублем? Это мы уже проходили. Шувалов, в отличие от Министра Левитина, предлагающего строить дороги, предлагает пригласить на сибирскую целину гастарбайтеров - экономических рабов нашего времени. Звучит соблазнительно, но вряд ли сможет решить проблему заселения зауральских земель. Ведь России за Уралом нужны не орды гастарбайтеров, плохо говорящих по-русски и уплачивающих ясак, но поселения свободных землепашцев. Только где их найти - если в 30 километрах от Санкт-Петербурга - такая же неосвоенная Сибирь, как и в 7 тысячах километрах от Москвы. Скажем же правду: мы до сих пор не можем (или не хотим) толком освоить даже европейскую часть России. О какой Сибири можно говорить? Оставьте там русские войска, и пусть гастарбайтеры возделывают сибирскую землю под нашим присмотром. Это пока всё, на что мы способны. Иное - маниловщина.
В.Улыбин