"Кризис системы образования очевиден" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Кризис системы образования очевиден"

01.09.2008


Православные священнослужители уверены, что российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность …

1 сентябряРоссийское образование утрачивает присущую ему фундаментальность, считает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. "Система нашего образования - в кризисе, - заявил отец Борис в интервью сайту Regions.ru. - Одна из важнейших причин этого - утрата фундаментальности знаний. Придание знанию функционального значения и технологизация учебного процесса, т.е. процесса преподавания и усвоения знаний, приобретают сейчас глобальный характер", - считает священник.

"Но это не единственная причина. Есть причина более глубокого залегания. Она заключается в том, что образование в дореволюционной России воспринималось почти буквально исходя из понятия образа Божия в человеке. Другое дело, насколько удачно эта идея воплощалась на практике. Но в русской культуре эта идея имеет очень глубокие религиозные корни и занимает в ней очень важное место. И в свою очередь причина разрушения фундаментальности знания и превращения его в объект эксплуатации заключается в забвении главной цели образования - восстановление образа и подобия Божия в человеке. Какой бы нереальной, может быть, для многих ни казалась эта идея, но так или иначе она должна присутствовать в нашей системе образования", - уверен отец Борис.

"Итак, если мы осознаем состояние кризиса в системе образования, мы должны осознать и его причины. Конечно, наша система образования должна как-то соответствовать мировым процессам, но она вовсе не должна им всецело подчиняться. В ней должно остаться глубокое, - фундаментальное в исконном значении слова - измерение. Для начала просто необходимо, чтобы хотя бы все гуманитарии изучали латынь и древнегреческий", - полагает священник. "Вообще не надо жалеть средств на образование. Нужно серьезно потратиться на то, что называется широким научно-образовательным кругозором, и не ожидать от этого быстрой выгоды", - подытожил отец Борис Михайлов.

В том, что Россия не должна копировать американскую систему образования, уверен и руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Димитрий (Першин). "Да, наша система образования переживает глубокий кризис. Причем причина этого - в переходе с традиционной для России немецкой парадигмы развития на англо-американскую. Россия последних 300 лет - это страна немецкой культуры научной мысли, ведения войны и государственного управления", - полагает отец Димитрий. "А последние 10-15 лет мы видим переход на англо-американскую модель, в которой акцент делается не на фундаментальных базовых знаниях и жестких требованиях к образовательному стандарту, а на методиках адаптации человека к изменяющемуся миру и прикладных задачах. И вот сейчас происходит самая настоящая трагедия: отказ от мощной системы образования, восходящей еще к досоветскому периоду, в пользу англо-американской системы образовательных ценностей. Вторая проблема российского образования - это отсутствие мотивации к образованию в целом. Многие люди, получившие серьезное образование, оказываются никому не нужными. Это уже не столько кризис системы образования, сколько кризис самого института науки как социального института. А отсутствие перспективы может быть страшнее всех остальных проблем", - считает руководитель информационно-издательского управления.

"Для преодоления кризиса нужно взять лучшее из дореволюционной отечественной системы образования и нужно возрождать и развивать систему грантов и экспертных советов, прекрасно зарекомендовавшую себя на Западе. Кроме того, нужны точечные инвестиции в развитие конкретных научных исследований в рамках малых групп, создаваемых под конкретные проекты. В целом же, по-моему, система образования нуждается главным образом не в реформах, а в сохранении того, что было достигнуто в советские годы. Советская система образования имела прекрасно отстроенную структуру базовых предметов - естественнонаучные дисциплины, русский язык и литература; осталось только по-другому расставить акценты в истории и обществоведении, что во многом уже сделано за последние годы. Следовало бы вспомнить и о гимназическом преподавании древних языков, изучение которых делает человека не только гражданином мира, но позволяет обратиться к истокам мировой культуры", - заключил отец Димитрий.

Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова протоиерей Сергий Махонин также заметил, что кризис системы образования очевиден. "Причин множество - от самых банальных (экономических), до самых важных (нравственных)", - сказал он. "Клубок проблем образовался вокруг ключевой фигуры системы образования - учителя. Сейчас статус учителя низведен фактически до статуса обслуживающего персонала. А ведь учитель - это наставник, он должен быть носителем нравственного авторитета, а не просто передатчиком информации", - отметил священник.

"Много сложностей связано со сменой поколений преподавателей. Молодых учителей не так уж много. Не все готовы вступить на этот путь жертвенного служения. Да и уровень квалификации самих учителей часто оставляет желать лучшего", - признал священник. "Сейчас школа из источника фундаментальных знаний превращается в источник поверхностной и часто ненужной информации, да и ту дети переваривают с трудом, потому что нарушены важнейшие механизмы усвоения знаний. Серьезная задача - усвоение нравственных уроков, которые дает нам и история, и классическая литература. Без усвоения этих уроков само образование становится бессмысленным", - считает отец Сергий.

"Преодоление кризиса в системе образования непосредственно связано с преодолением нравственного кризиса, в котором оказалось наше общество. Надо молить Бога, чтобы Он послал таких делателей на Свою жатву, которые могли бы достойно представлять отечественную науку, культуру и образование", - заключил протоиерей Сергий Махонин.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме