Согласно данным опроса, произведенного в конце августа, у каждого второго россиянина отношение к грузинам после событий в Южной Осетии изменилось в худшую сторону (51% опрошенных). Однако у 41% респондентов отношение к грузинскому народу осталось прежним, а у 2% оно даже улучшилось. При этом, если молодых людей в возрасте 18-24 лет, у которых отношение ухудшилось, - 54%, то уже в возрасте 25-34 лет - 48%. Также 52% 35-44летних и столько же респондентов преклонного возраста (60 лет и старше) изменили отношение к грузинам в худшую сторону. Половина наших сограждан уверены в том, что между русскими и грузинами больше того, что их разъединяет (50%). Хотя 28% все же полагают, что объединяющих моментов больше, чем разъединяющих. Меньше всего опрошенных, которые считают, что между грузинами и русскими больше общего, в группе 18-24 года (21%), а больше всего в группе 25-34летних (32%) и 45-59-летних (31%).
По словам иеромонаха Серапиона (Митько), "сейчас в средствах массовой информации постоянно тиражируется миф о какой-то особой любви русского народа к грузинскому". "Некоторые основания для этого есть, но мы знаем и обратную сторону этого мифа. Мы знаем и то, что еще в советское время отношение к грузинам со стороны нашего народа было сложным, и эта сложность определялась тем, что многие представители грузинского народа демонстративно не разделяли те ценности общественной жизни, которые были присущи русским людям", - сказал отец Серапион. Он напомнил, что в советское время Грузия жила гораздо лучше, чем остальные советские республики, что доход на душу населения здесь был значительно выше. Но русские люди, которые жили тогда в Грузии, хорошо помнят, каким высокомерным было отношение грузин и к абхазам, и к осетинам, и даже к русским, которые жили на этой территории. "Даже в литературе, кинематографе советской эпохи мы встречаем образ грузина, который старается жить по-другому, чем все остальные советские люди", - отметил священник.
Говоря об особой проблеме грузинского исторического мифа, представляющего грузинский народ отличным от других народов Закавказья, особым древнейшим народом, обладающим античной культурой, и констатируя также проблему новоявленного грузинского "империализма", иеромонах Серапион указал на несколько очень важных моментов в истории Грузии, повлиявших на менталитет и самосознание грузинского народа. "Во-первых, этот народ в языковом отношении достаточно изолирован от других народов мира, и при всем разнообразии субэтнических групп замкнут в самом себе, противопоставляя себя всем окружающим народам. Во-вторых, Грузия вляется носителем своеобразной, уникальной, прекрасной, но все-таки, очень местной культуры; но через приобщение к Православию этот народ получил некое вселенское осознание своей миссии, и это осознание сегодня привело к созданию такой маленькой кавказской империи, которую мы наблюдаем сегодня", - отметил священник.
"С другой стороны, есть и другие причины, которые кроются в самом отношении грузин к малым народам. В частности, мы знаем, что Кахетинское царство было вассалом Ирана (Персии), но даже в рамках своей вассальной зависимости оно имело в подчинении некоторые султанаты, расположенные на территории, например, нынешнего Западного Азербайджана. То есть, будучи даже покоренным народом, грузины имели порабощенными и подчиненными другие народы. Безусловно, четко прослеживается и влияние американского империализма", - полагает иеромонах. По мнению отца Серапиона, проблема взаимоотношений грузинского и русского народов заключатся в сегодняшнем отношении к России грузинского руководства и некоторых представителей этого народа в самой России. "До того, как Саакашвили напал на Южную Осетию, он не раз позволял себе оскорбления в адрес Российского государства и национального чувства русских людей, пользуясь той оголтелой риторикой, которая неоднократно звучала в средствах массовой информации. Мы очень любили грузинских артистов, теперь же мы слышим из уст людей, десятилетия живших любовью русских зрителей, откровенную русофобию."
Священник считает, что следовало бы провести и среди самих грузин соответствующий опрос на предмет их отношения к русскому народу. "Если народ подавляющим большинством голосов избирает себе фюрера, то он не может потом сказать, что он не виноват. Ибо грузинский народ должен знать, что избрание этой власти и выбор такой политики и такого отношения к России является ошибкой", - заметил он, указав и на вину народа Германии после известных событий середины XX столетия. "Я много слышал негативного об отношении грузин к другим христианским народам. Однажды я слышал от одного "очень православного" грузина, что Христос был грузин. Такой религиозный шовинизм встречается только у поляков, от которых тоже слышали, что Богоматерь являлась полькой. Саакашвили принимает такую польскую русофобскую модель отношения к нашему народу", - подчеркнул священнослужитель.
"Любовь к грузинскому народу, конечно, останется, но мы должны понимать, что грузинский народ не имеет такого же права на нашу любовь, как, например, право на жизнь, свободу и т. д. Право на любовь надо заслужить. Как христиане, мы должны всех любить и прощать, даже своих врагов. Но мы не хотим видеть их как врагов, а хотим видеть в них ближних; и здесь мы стоим перед сложным нравственным выбором. Наверное, эта любовь сохранится и приумножится, потому что мы, русские, умеем прощать. Но если грузинский народ отождествит себя с человеком, который является у них сейчас президентом, то этот народ рискует потерять любовь и поддержку русских людей", - заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия