Неожиданно широкое распространение в украинских и российских СМИ получило рядовое, на первый взгляд, обращение Донецкой областной организации Партии регионов к Верховной Раде Украины. 15 августа на официальном информационном сервере ПР появился документ, в котором донбасские регионалы требуют от парламента не просто «незамедлительно собраться на внеочередное заседание», но предотвратить (!) «образовательный геноцид русскоязычного населения», устроить который, по их мнению, планирует министр образования и науки Украины Иван Вакарчук. Что же вынудило партийных функционеров в последние тёплые летние дни созывать своих старших товарищей нардепов и готовиться к сбору подписей, массовым акциям протеста и даже обращению в Европарламент?
Языковой вопрос для отечественных политических сил - просто кладезь бездонный: столько в нём потоков вод, которые, особенно в преддверие выборов, или просто, для периодического о себе напоминания, можно мутить, волновать и даже вздымать до неба. Похоже, что прибегнуть к излюбленной тематике в очередной раз решили в ДОО ПР.
Всю серьёзность ситуации можно прочувствовать с первых же строк документа: написан он в духе «Песни о тревожной молодости». «Обратиться к вам (к народным депутатам — ред.) нас побуждает волна обращений работников образования Донецкой области, обеспокоенных откровенно провокационными и антиконституционными действиями министра образования Ивана Вакарчука…». И далее утверждается, что в Украине «фактически идет насильственная украинизация», гражданский мир находится под угрозой, и общество стоит на пороге многочисленных конфликтов.
Первый абзац документа уже вызывает подозрение. Указ Вакарчука был опубликован 8 августа этого года, а буквально спустя неделю, к 15-му, педагоги города Донецка и области, выходит, успели направить в партячейку «волну обращений»? Оперативно, как для сезона отпусков, ничего не скажешь…
Против чего же обращаются «освитяны»? Российскому читателю это выражение не известно.
Указ Министерства образования и науки Украины N 461 «Об утверждении отраслевой Программы улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы» был подписан ещё 26 мая 2008 года, но вступил в силу только в августе после опубликования. Прежде всего, в документе подчёркивается важность государственного языка, который «является значительным фактором самоопределения нации, её генетическим кодом, надежным основанием развития государства и главным способом создания национальной культуры». Исходя из законодательства Украины о языках, а также на выполнение статьи 10 Конституции Украины (государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка), министерство образования и науки предлагает в своей Программе «содействовать созданию в стране оптимального языкового пространства».
В тексте указа отдельно отмечается, что за последние годы ситуация с изучением украинского языка в школах национальных меньшинств значительно улучшилась. В частности, ученики и родители всё больше понимают «жизненную важность овладения государственным языком» и уделяют его изучению достаточно внимания. Кроме того, учить украинский стало интереснее благодаря взвешенному и продуманному подбору тематического материала.
При всех приведённых достижениях, гласит указ, бесспорным остается факт, что дети из школ национальных меньшинств испытывают трудности при поступлении в вузы, где обучение проводится исключительно на государственном языке. А затем им труднее интегрироваться в украинское общество, вследствие чего они принимают решение поступать в институты и университеты других стран, где, зачастую, по окончании остаются и жить. Вот государственные мужи и предлагают выпускникам чего? несколько подучить украинский.
Следует отметить, что документ предусматривает целый комплекс мер. То есть, предлагается не просто ввести дополнительные часы украинского в образовательную программу школ нацменьшинств, но и повысить уровень преподавания языка и литературы, обратить внимание на грамотность и культуру общения, и ко всему — активно работать над обеспечением школьников учебно-методической литературой.
Что и говорить, ни насильственной украинизации (местные управления образования и науки сами разрабатывают необходимые на их взгляд мероприятия), ни «крестового похода на конституционные права и свободы русскоязычного населения Украины» в указе не наблюдается. И никаких статей Основного Закона указ Вакарчука не нарушает. Более того, статья 10 (абзац 3) Конституции Украины, попирает которую, по утверждению регионалов, злополучный документ Минобразования, гласит, что в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и других языков. И чем не дает развиваться русскому языку новый указ — непонятно. Очень даже понятно
Донецкие представители Партии регионов возмущены, что с 1 сентября в начальных и выпускных классах увеличивается количество часов на украинский язык и литературу за счёт уменьшения часов на профильные предметы. На самом деле уроков украинского во 2-4-х классах станет больше на 1 в неделю, а в 10-11-х — на 2. За счет чего учить? А может, и правда, лучше больше времени посвятить «рідній солов’їній», чем той же валеологии с её сомнительными суперсовременными веяниями? То есть дополнительные уроки украинского вводятся вместо валеологии?
Далее звучит упрёк в том, что в 10-х классах школ с русским языком обучения вводится обязательное изучение истории Украины и математики на украинском. Позвольте, но ведь и на русском же тоже останется — текст указа это предусматривает. Кроме того, не нравится донецким, что дети будут учить на двух языках также и математику, географию, а позже трудовое обучение и защиту Отечества. Не нравится, даже не смотря на то, что документ минобразования предусматривает постепенный, пошаговый и взвешенный переход к изучению на украинском языке отдельных предметов, которые в дальнейшем станут основными при поступлении в вузы.
Программа улучшения изучения украинского языка, утвержденная указом министра Ивана Вакарчука, является попыткой системного, обоснованного, продуманного и корректного подхода к проблеме преподавания государственного языка в школах национальных меньшинств. Большой акцент в документе делается на том, чтобы предложения по этому самому улучшению изучения предлагали именно местные органы образования — Черновицкой, Одесской, Закарпатской областей, АР Крым и отдельно Севастополя (Донецк, к слову, вообще никто не трогал, ситуация в этом регионе не настолько специфическая). Но никак не в виде директив сверху с целью «насильно украинизировать наших детей». То есть указ - это не директива, а пожелание, так надо понимать?
Похоже, что «ставит под угрозу гражданский мир и провоцирует многочисленные конфликты» не принятая Министерством программа, а именно подобные донецким заявления с их надуманной непримиримостью, агрессивной интонацией и чрезмерным употреблением революционных лозунгов и воззваний. На их фоне «мракобес Вакарчук», якобы объявивший крестовый поход против русскоязычного населения юго-восточных регионов Украины, даже в ответном слове не нуждается. Слишком низкий уровень полемики для человека, до министерского кресла возглавлявшего один из самых престижных вузов страны — Львовский национальный университет, человека глубоко интеллигентного, авторитетного ученого-физика, автора учебников для вузов, монографий, заслуженного деятеля науки и техники, лауреата многих государственных наград, в том числе звания Героя Украины, который «пришёл без каких-либо условий, чтобы попробовать вместе с другими дать ответ на вызовы, острые вопросы и попытаться заложить основу для будущего». И пугать рассмотрением вопроса «о служебном соответствии занимаемой им должности», наличием доказательств его профессиональной непригодности, навешиванием ярлыков «специалиста в деле политических провокаций и нагнетания гражданского противостояния» можно разве что тех, кто не слышал никогда о Львовском университете, не бывал в его уникальных библиотеках и не знаком с интеллектуальным богатством этой одной из древнейших кузниц силы духа и национального достоинства. Я был и слышал. Особенно б-кой им. Стефаника J
«Лучше быть изнасилованной (может, лучше многоточие поставить, а то как-то грубовато? — Ю.К.), чем украинизированной», — утверждала тетя Мотя из популярного произведения украинского классика. Похоже, что эта формула продолжает жить и в наше время, становясь удобной темой для политических спекуляций. Но, может, времена уже не те? И люди на языковой вопрос давно уже взглянули бы по-другому, если бы нашлась общественная сила, потрудившаяся примирить, а не внести раздор, объяснить, а не заклеймить, выступить с разъяснениями и предложениями, а не угрозами и шантажом.
Ю.Коминко
Очень хорошая статья, но, к сожалению, по стилю и смыслу прямо противоположная проекту Русофилия. В ней явным образом осуждены даже не дела, а сама партия регионов, причём в явно недостойном, «стёбовом» тоне, в то время как министр, по мысли автора, совершенно прав. Главный смысл проекта «Русофилия» не отстаивать точку зрения одной из сторон, а примирять, искать компромиссы. Автор уверяет, что министр - человек интеллигентный, авторитетный, автор учебников и т.д. вынужден бороться с …? Надо понимать - с донецкими жлобами-бандитами? Ну, не могут же регионалы, обратившиеся в Раду быть интеллигентными, авторами учебников и пр., а уж если авторитетными, то только «братками»? Да?
От себя добавлю, что действия министра (вы бы написали потуги), на мой взгляд, явным образом провоцируют подобные вступления. Нисколько не сомневаюсь, что абсолютное большинство учительниц донецкой области (я знаком с некоторыми) поддерживают заявление регионалов, хотя сейчас и находятся в отпуске, так что ёрничанье по этому поводу неуместно.
Другое дело, львовский интеллигентный физик-автор спровоцировал, но кто заставлял донецких депутатов поддаваться на провокацию? Могли бы в ответ на этот демарш заслуженного деятеля выйти не с обличением в геноциде, а с конструктивными предложениями, которые бы устроили и украинских и русских граждан Украины. Для меня совершенно очевидно, что до тех пор, пока к 8 миллионам русских (+5 миллионов украинцев, считающий русский своим родным языком) власть будет относиться, как нацменьшинству, никакого консенсуса, а значит и стабилизации, или иными словами - тихого и безмолвного жития в украинским обществе ожидать не приходится.
И ещё. Это не комментарий к событию, это скорее аналитическая статья. Нам и этот жанр не чужд, но сейчас мы прорабатываем комментарии.
С.Григорьев