"Сегодня всем очевидно, что важно не только оказать финансовую помощь Афону, но и следить за тем, чтобы она способствовала укреплению русского монашества, - отмечает сайт "Афон Ортодоксия". - На данный момент отношение монахов Пантелеимонова монастыря к Русской Православной Церкви далеко неоднозначно. И не секрет, что принимают паломников из России там менее доброжелательно, чем в греческих монастырях".
Разъясняя сложившуюся ситуацию, интернет-издание констатирует: "Еще на заре перестройки, когда несколько поослабли атеистические путы, на Афон стали небольшими группами прибывать монахи из бывшего Советского Союза. В основном это были выходцы из западных областей Украины, где сильно преобладал местечковый шовинизм. Это не замедлило в скорости сказаться и на всем укладе Свято-Пантелеимонова монастыря: эти деятели при попустительстве игумена обители, быстро прибрали к своим рукам все значимые монастырские должности и, что важно, контроль за подбором новых послушников. Сейчас человеку с ярко выраженными русскими корнями стало немыслимо стать насельником монастыря. А те немногие русские иноки, что попали на Афон в числе первых групп, планомерно стали выдавливаться из обители. Взять хотя бы для примера отца Николая Генералова сосланного на Старый Руссик, или о. Авраамия, построившего собственную келию на земле Симонопетрской обители..."
"Очевидно, что этим местечковым афонитам Россия стала нужна не иначе как бездонная кормушка", - отмечает издание, подчеркивая, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, хорошо знакомый с ситуацией на Афоне, настаивает на централизации помощи русской обители, а также на замене ее руководства. "Им была предпринята попытка убрать из монастыря духовника обители о. Макария, но, как известно, последний не подчинился воле Русского Патриарха", - отмечается в сообщении.
Также вызывает недоумение братии монастыря и многочисленных паломников отношение современного монастырского начальства к так называемой "стене не послушания", - месту, где был погребен нарушивший послушание инок, и не пожелавший даже перед смертью осознать свой грех. Этот инок происходил из богатых купцов и как человеку знакомому с хозяйственной деятельностью, ему поручили в обители послушание эконома и строителя. В одно время, при отсутствии игумена и его благословения, он, располагая большими личными средствами, построил огромный архондарик (монастырскую гостиницу - РЛ). Когда игумен вернулся в монастырь и увидел все происшедшее, он спросил строителя, зачем тот все это затеял, на что инок грубо отказался повиноваться воле настоятеля монастыря, сказав, что разрывает с настоятелем узы братской любви. Прошли годы, и игумен, чувствуя свою скорую кончину, пришел примириться со строптивым монахом, на что тот ответил, что не простит его ни в сем веке, ни в будущем. В скорости, за игуменом, скончался и сам монах и его, как ктитора, погребли за стеной храма.
По обычаю Святой Горы, когда через три года открыли его могилу, то нашли тело не разложившимся. Совершив заупокойные службы, его опять положили в могилу, но и за последующие три года земля не приняла то, что принадлежит ей по праву. Братия монастыря, видя неустроенность души их почившего собрата, пригласила епископа, и он лично прочитал над ним разрешительную молитву. Положив тело опять в землю, заметили, что стена рядом с могилой стала чернеть. Тогда останки извлекли из земли и выбросили в море, а почерневшую стену, в назидание потомкам, оставили в неприкосновенности, назвав ее "стеной непослушания". Построенный таким не монашеским образом архондарик, в скорости сгорел. И уже в наше время, в процессе реставрационных работ, стена почему-то была закрашена известкой. "По всей видимости, - заключает издание, - она кому-то красноречиво напоминала о том, что истинное послушание, по слову древнего пророка, выше поста и молитвы".
Русская линия