В этом году страна отметила две даты, имеющие отношение к Владимиру Высоцкому: 70 лет со дня его рождения и 25 лет со дня смерти.
В прошедшую пятницу все центральные телеканалы показали передачи, посвященные памяти народного любимца. О Высоцком рассказывали близкие люди, коллеги, исследователи творчества поэта, современные исполнители его песен.
Первая пластинка с песнями Владимира Высоцкого (из кинофильма «Вертикаль») вышла в 1968 году, и после этого он сразу же стал подвергаться нападкам прессы. Только девять лет спустя появились новые пластинки, и то не у нас, а во Франции, где жила его жена, знаменитая актриса Марина Влади.
Наверное, будет правильным говорить о феномене Высоцкого: его книги не пускали в печать, официальные записи песен были огромной редкостью, но при этом популярность в народе была колоссальной, намного большей, чем у тех, чьи книги и пластинки выходили миллионными тиражами. Почти в каждом доме молодые люди слушали изо дня в день любительские записи Высоцкого, от которых «рвались сердца».
Зрители также по-особому любили Высоцкого - актёра кино, и Высоцкого, создавшего незабываемые образы на сцене театра на Таганке. Но и в этой области он не мог до конца реализоваться: власть постоянно ставила ему препоны.
Когда времена изменились, заслуги Высоцкого были отмечены на государственном уровне: в 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР за роль в сериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен. В 1997 году Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы была учреждена премия Владимира Высоцкого «Своя колея», которая вручается людям, живущим по совести, исполняющим свое предназначенье. В 2008 году премия вручена 11-й раз. Ее лауреатами стали спасатель МЧС из Приэльбрусья и учитель математики московской средней школы N51.
Чем был Высоцкий для своего времени? Ответить на этот вопрос пытаются авторы многочисленных мемуаров, радио- и телепередач, серьезных исследований.
В этом году в серии «Жизнь замечательных людей» выходит третье дополненное издание книги о «великом трагике эпохи». Её автор, Владимир Иванович Новиков - доктор филологических наук, профессор МГУ, академик русской словесности, пожалуй, полнее всех сказал о значении творчества Высоцкого для советских людей: «Очень важно понять его роль в 60-е и 70-е годы! Мы жили тогда в атмосфере лжи… Он всегда был бунтарь. Хитрость современной идеологии, которая бросает народу мысль о прекрасных временах советских, он бы разоблачил.
Но глубинный слой его стихов был не только и не столько антисоветским. Он направлен, прежде всего, против пошлости, которая вечно существовала…
«Евгения Онегина», справедливо называют «энциклопедией русской жизни» начала XIX века. С полным основанием «энциклопедией советской жизни» можно назвать и творчество Высоцкого. Он постоянно сравнивал себя с другими. С преступниками, солдатами на войне, животными, историческими персонажами. Говоря его собственными словами, он влезал в чью угодно шкуру. Его задачей было понимание. Самовыражение и понимание другого человека у него счастливо слились. При соприкосновении с Высоцким развивается творческое начало в человеке, его духовная вертикаль».
Именно эта, неподвластная времени, глубина и высота творчества Высоцкого-поэта привлекает к нему и в наше время. На Ваганьковском кладбище у могилы с памятником - символом эпохи - даже в будние дни многолюдно. Сюда приходят не только поклониться праху Высоцкого, но и спеть его песни, почитать стихи. Здесь можно увидеть самых разных людей: банковских служащих в костюмах с галстуками; студентов; иностранцев c видеокамерами; бабушек в платочках, перекладывающих на могиле огромные охапки красных гвоздик; инвалидов на костылях, пробирающихся сквозь толпу, чтобы поставить свечу «за упокой души». Для всех Высоцкий - «наш», «свой». Он и после смерти выполняет взятую ещё при жизни миссию народного трибуна.
Скорбным днём 28 июля 1980 года Москва хоронила Владимира Семёновича Высоцкого. Похороны стали своего рода протестом десятков тысяч людей против безвременья «застоя», обличителем которого был Высоцкий. Он умер в возрасте 42 лет, на подъёме творчества, когда в нём уже чувствовалась зрелость большого поэта и артиста.
Каждое новое поколение открывает для себя Высоцкого заново и обнаруживает в нём служителя тех же законов совести, пушкинского «веленья Божия», которым всегда была верна русская классическая литература.
Об этом в юбилейные дни прекрасно сказал сын поэта Никита Высоцкий: «Как любой одаренный, гениальный человек, он оставался с Божьим даром один на один. Это колоссальная, тяжелейшая ноша. Умение отрешиться от себя, своего «хочу», ради того, что ему шло, что он слышал. Он понимал, что, несмотря на свои проблемы, болезни, запои, занятость, он обязан это сделать. Моя бабушка, его мать, рассказывала. Он пришел после сложнейшего спектакля, лёг и не мог заснуть - встаёт и опять пишет. А в восемь часов утра опять бежит на работу. Это его черта - мужественное служение своему Дару… Я не верю, что человек, который мог написать «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним», не верил в Бога. Или человек, который написал «Купола России», не верил в Бога. Мне кажется, что крещёным он был уже в сознательном возрасте. Вероятно, это было сделано не публично. Для себя. Свидетелей нет. Но это моя внутренняя убежденность».
…Пройдет время, и многое из того, что кажется значительным сейчас, забудется, как уже забылись имена участников худсоветов, которые клеймили Высоцкого при жизни, а потом лукаво славословили его после смерти. Останется только то, о чем сказал безымянный почитатель Высоцкого, написавший на парапете его могилы: «Владимир Семенович Высоцкий - гений всех времен русского народа и последняя совесть России».
Л.Ильюнина