Фильм "Романовы. Венценосная семья" - мелодрама или призыв к покаянию?

Сомнительные успехи современного исторического кинематографа

0
92
Время на чтение 4 минуты

Всю прошедшую неделю Россия отмечала «Царские дни», посвященные 90-летию со дня мученической кончины Императора Николая II и его семьи, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны и алапаевских мучеников. Православная общественность и Церковь отмечают царские дни памяти уже более полутора десятка лет. В 75 годовщину расстрела Царской семьи Святейший Патриарх Алексий обратился к народу с призывом к покаянию, осознанию страшной трагедии, происшедшей в 1918 году. С тех пор - ещё до прославления Царственных Страстотерпцев на Архиерейском соборе 2000 года - ежегодно 17 июля в разных городах России в память об убиенной царской семье проходили молитвенные стояния, крестные ходы, проводились конференции, вечера памяти. За прошедшее время православные издательства выпустили множество книг на царскую тему, немало статей было опубликовано в православных СМИ, православными студиями сняты документальные фильмы.

В этом году впервые в праздновании приняло участие государство, и потому события «Царских дней» широко освещались не только в церковных, но и в светских СМИ. Праздник претендовал на то, чтобы стать всенародным. Стал ли он таким, время покажет.

Главный призыв, который прозвучал в эти дни со страниц газет и журналов, с телеэкрана и в Интернете был таким: сегодня мы нуждаемся в осознании того, что произошло в страшное время гражданской войны и репрессий, чтобы отторгнуть духовный яд, который продолжает отравлять наше общество. Для того, чтобы это осознание состоялось до каждого русского человека необходимо донести правду о последнем Царе, правду о революции и ее духовных корнях..

Как известно, именно с революционных времен сложилась так, что главным воспитателем нашего народа является кинематограф. Именно кинематограф может пробудить общественное сознание или заглушить его и одурманить. В советское время особое внимание в деле воспитания народа уделялось историческим фильмам. Все помнят знаменитые ленты тех лет, начиная с «Броненосца "Потемкин"», кончая «сериалом» о В.И.Ленине. На этих фильмах были воспитаны миллионы советских людей. Образ доброго, мудрого и справедливого «вождя социалистической революции» складывался в сознании нескольких поколений, во многом благодаря названным фильмам.

И в наше время кино и телевидение играют не меньшую роль в формировании сознания людей. И потому неслучайно празднование царских дней завершилось в воскресение демонстрацией по каналу РТР фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Фильму отдали прайм-тайм, несомненно, его посмотрели миллионы телезрителей по всей России. До людей попытались донести трагический образ Царской Семьи, явно противопоставляя большевистской банде, показанной, как олицетворение сил зла на земле.

С большой долей вероятности можно сказать, что большинство из телезрителей только из этого фильма впервые узнали подробности последних месяцев жизни царской семьи. Надо отметить, что при написании сценария были использованы документальные источники: письма, воспоминания, дневниковые записи. Прямые цитаты из них мы слышим в фильме. Однако, в целом идейная концепция, которая положена в основу ленты, попахивает творениями Эдварда Радзинского. При всем желании ни Радзинский, ни Панфилов не смогли бы правильно показать Николая II и его семью. Для этого нужно быть православными людьми. Царь и его семья действительно выделялись даже из среды многочисленных царских родственников. Чем? Православием, искренней верою, любовью к народу и Отечеству. Увы, в фильме на это нет и намека. Более того, религиозность Николая II показана, как истерическое состояние. А об Отечестве он, якобы думает во вторую очередь, на первом месте у него всегда - семья.

В целом в фильме на 90% правды приходится 10% неправды, но главный упор делается на эти 10%, чтобы именно они остались в подсознании. Ну, например, в фильме Царь уезжает на фронт, заходит в свой вагон и сразу с подчёркнутой нежностью выставляет из портфеля на столик портреты своих детей, Царицы, затем икону складень и… бутылку коньяка и ставит её вплотную к иконам. Весь экран застит эта бутылка и за ней еле угадываются иконы. И таких мелкопакостных перлов рассыпано по всему фильму очень много.

Но, пожалуй, в настоящее время это и есть тот уровень, на который способен современный исторический кинематограф. Потому что «старую русскую жизнь» теперь играть невозможно, артистам не у кого перенять хорошие манеры, а врожденное благородство и вовсе не изобразить. Таким образом, зритель получает смесь из изумления пред тем «как всё это было» и кощунством.

Хотя те, кто смотрел фильм в то время, когда он вышел на экраны, а это почти десять лет назад, помнят, что многие в зале плакали, жалели героев фильма. Авторы свели величайшую трагедию к банальной мелодраме. Вообще наше историческое кино пока ещё вообще не может разобраться с жанрами: если снимают фильм об Александре Невском или о 1612 годе, - обязательно нужно сделать блокбастер, если о трагедии семьи, то это обязательно должна быть мелодрама. Наверное, лучше вовсе не снимать фильмы на трепетные исторические темы, чем выпускать в широкий прокат откровенные фальшивки. С другой стороны, а сможет ли сегодняшний зритель, воспитанный голливудским прокатом, воспринять пафосное кино, как, скажем, довоенный фильм «Александр Невский» с Черкасовым?

Потому с одной стороны радует, а с другой стороны и настораживает недавнее заявление министра культуры о том, что в ближайшем будущем правительством будут выделены значительные средства для создания как можно большего числа исторических патриотических фильмов. Само по себе желание власти подчинить здравому смыслу госзаказ на теле и кино продукцию не может не радовать, потому что сколько же можно смотреть про бандитов и бизнесменов? Настораживает другое. У наших режиссеров выработалось некое клише: исторические деятели у них получаются до боли похожими на героев сериалов из современной жизни, только одеты по-другому и интерьер отличается от современного.

Решение казалось бы лежит на поверхности - у каждого исторического фильма должен быть серьезный научный консультант, рекомендации которого должны быть обязательными для авторов фильма, а если в фильме появляются прославленные Церковью личности - то и православный священник. Но даже и это гарантирует, что будет соблюдена мера, проявлен достаточный такт по отношению к реально жившему подвижнику, к реальной исторической личности. Есть в нашем кинематографе и удивительный пример, когда художественный образ не опустил до мелодрамы, а дополнил и возвысил скрытый в истории образ святого, - легендарный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Остаётся надеться, что и для трагических событий заката императорской России найдётся деликатный автор, который сумеет с должной доле такта изобразить героев той эпохи.

Л.Ильюнина

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59