Напомним, что инициатива организации такого лагеря принадлежит владыке Феофану. Его идею поддержал председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики Исмаил Бердиев, а одним из спонсоров мероприятия выступил Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, созданный по инициативе Администрации Президента и Правительства с целью содействия повышению уровня культуры и просвещения верующих.
По мнению архиепископа Феофана, нередко межрелигиозные и межнациональные конфликты происходят из-за незнания культуры и традиций друг друга, из-за неумения найти общий язык. "Помните карикатурный скандал? Ведь это произошло, в том числе из-за элементарного непонимания культуры ислама и его значения как мировой религии. Подобное непонимание может привести к противостоянию различных культур и цивилизаций", - полагает владыка.
"Вот на Северном Кавказе мусульмане и православные живут бок о бок. В любом доме, буквально на каждой лестничной площадке они соседи. Но если дверь соседа будет китайской стеной, отделяющей его религиозный и культурный мир, то это очень плохо. Мы должны знать друг друга, чтобы, с одной стороны, уважительно относиться к вере, культуре, традиции, а с другой - чтобы не обижать и не ранить друг друга", - отметил архиерей.
Архиепископ Феофан отметил, что и у православных, и у мусульман, - много общих проблем. "Вот, например, наркомания: страшная, болезненная проблема. Или вот мы вместе пережили Беслан, - и вместе мы говорим: "Нет!" терроризму. Постоянное противостояние - это не норма жизни, это аномалия. Ни Коран, ни Библия этому не учат, а учат этому люди, которые используют религии в своих целях, пользуясь человеческим невежеством в своих нечистоплотных целях, сея раздор и вражду", - сказал он.
Глава Ставропольской и Владикавказской епархии призвал уважать друг друга. "Ведь и в Православии, и в исламе человек является высочайшей ценностью, образом Божиим, и, соответственно, требует очень уважительного и бережного отношения. И верующие понимают, что если одна часть гражданского общества требует свободы гей-парадов, легализации наркотиков, свободы нравственной и половой распущенности, то само гражданское общество должно защищать себя, опираясь на выработанные столетиями нравственные принципы. Здесь важно соблюдение законов, нравственной экологии и духовной безопасности Отечества. Религиозный пласт гражданского общества - это фундамент нравственного здоровья нации. Религиозные общины как часть гражданского общества могут, например, совместно выступить против навязываемых СМИ негативных образов и нравственного разложения", - считает владыка.
Со своей стороны, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых, оценивая первый летний лагерь мусульманской и православной молодежи, заметил, что "такие межрелигиозные программы помогают преодолеть невежество в религиозных вопросах, каковое еще присутствует в нашем обществе". По его мнению, до сих пор "некоторые неспособны понять, например, дружеское рукопожатие православного и мусульманина, потому что в их сознании христианство и ислам воспринимаются как изначально враждебные друг другу. К сожалению, подобные стереотипы весьма распространены и активно тиражируются. Эти стереотипы приводят к возникновению взаимной ненависти, вражды и разобщенности, и ставят под вопрос существование самого общества. Поэтому подобные совместные мероприятия - молодежные лагеря, конференции, конкурсы, - помогают встретиться людям различных вер, пообщаться друг с другом, увидеть, что есть возможность плодотворного взаимодействия".
"Религия во все времена давала человеку серьезную мотивацию для личной и общественной жизни. Естественно, что сегодня, с возвращением интереса к религии, в том числе и у молодежи, религия стала играть роль очень серьезного источника мотивации. И от того, как и на какие поступки будет мотивировать религия человека, зависит очень многое. Очень важно сегодня создать такие условия, чтобы вера и религиозная энергия были направлены в созидательное русло", - заключил отец Георгий.
Русская линия