"На Архиерейском Соборе было принято судьбоносное решение"

Российские политики, общественные и религиозные деятели поддержали принятую на Архиерейском Соборе РПЦ концепцию прав человека

Архиерейский Собор 2008 
0
515
Время на чтение 5 минут
Архиерейский собор РПЦ Как уже сообщалось, 26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека". Этот документ основан на убеждении, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества, но, вместе с тем, не может оправдывать греха. Между тем, инициатива Церкви по пересмотру либеральных ценностей вызвала бурную реакцию у так называемых российских "правозащитников", увидевших в новой концепции "политический заказ с целью вытеснения светских правозащитных организаций и оппозиции".

Как вы относитесь к принятой Архиерейским Собором концепции? С таким вопросом корреспондент информагентства Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента, а также религиозным деятелям. Парламентарии и религиозные деятели в целом поддержали православную концепцию прав человека, отметив ее пользу для решения многих насущных задач нашего общества.

"Очень мудрой" назвал принятую Архиерейским Собором РПЦ православную концепцию прав человека первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев. Парламентарий высказал полное согласие с мнением РПЦ в том, что "в нашей жизни стало слишком много распущенности, разнузданности и подход к правам человека оказывается слишком либеральным". "Я не являюсь сторонником либеральных взглядов, поскольку те, кто их придерживается, обычно защищают тех, кто грешит, а не тех, против кого грешат", - подчеркнул политик.

Помня о правах, человек не должен забывать об обязанностях, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от правительства Московской области Николай Чуркин. "Православная концепция прав человека абсолютно справедлива в том, что человек не должен помнить только о своих правах, но и об обязанностях", - заявил сенатор. "Тем более, что такого же взгляда придерживаются представители и других конфессий", - добавил парламентарий.

Православная концепция прав человека необходима российскому обществу, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев. "Православная концепция прав человека опирается на принятые христианством правила поведения, не забывает об ответственности человека перед обществом, поэтому нам этот документ необходим", - заявил сенатор.

Поддержала принятый Архиерейским собором РПЦ документ вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска. "Я на тысячу процентов поддерживаю позицию Русской Православной Церкви, потому что ситуация с духовно-нравственными ценностями в России уже давно оставляет желать лучшего", - заявила депутат. Парламентарий убеждена, что, кроме всего прочего, "пришло время пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, поскольку под ширмой защиты свободы и прав человека по всему миру стали распространяться самые пагубные пристрастия и привычки". "Чтобы сохранить жизнь на земле, чтобы у нас рождались нормальные и здоровые дети, нам необходимо избавиться от наркомании и проституции, от большого количества абортов и беспризорников, от распущенности. Поэтому надо следовать тому, что предлагает РПЦ", - подытожила Л.Слиска.

Одним из самых значительных итогов работы Архиерейского Собора протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает концепцию православного понимания прав человека. "Дело в том, что в прессе и общественном сознании довольно долго нерасчленненно употреблялся термин "гуманизм", который применялся без разбора и к христианскому, и к светскому мировоззрению. А ведь понятие светского, или секулярного гуманизма и христианское осмысление достоинства человека как образа и подобия Божия - они слишком нетождественны друг другу, чтобы быть объединенными одним термином", - отметил отец Максим.

"И очень важно, что теперь четко и мужественно (как мы видим, критики нашлись сразу же) этой новоевропейской концепции прав человека, восходящей к эпохе Просвещения и Французской революции, дан христианский ответ. Главное его содержание - в утверждении, что это концепция не наша, не церковная, что она, совпадая по тем или иным пунктам с христианской, тем не менее, от нее принципиально отличается. И корни этого различия лежат в антропологии, то есть понимании человека либо как "кузнеца своего счастья" и конечной меры всех вещей, либо в понимании человека как образа и подобия Божия, которые он должен в себе раскрыть через уподобление Творцу", - сказал батюшка. "И конечно, речь здесь не идет ни о каком политическом заказе - просто наша Церковь учится говорить с обществом на своем языке все более открыто, мужественно и внятно. И этот факт можно только приветствовать", - заключил отец Максим.

Отец Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС, заявил, что "такая реакция правозащитников отражает столкновение светского и религиозного сознания, - не только по этому, но и по очень многим вопросам". "Причиной этой коллизии является тот факт, что верующие смотрят на жизнь по-иному, - не так, как неверующие. Верующие помнят о присутствии вечности, мира иного за пределами этого бренного мира. Присутствие в их мировоззрении трансцендентного начала вносит свои коррективы в те представления, которыми мы все пользуемся, будь то свобода, достоинство, образ жизни или понимание самого человека. Эти различия во взглядах приводят и к различной оценке тех или иных общественных явлений", - считает отец Георгий.

Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московского Патриархата, полностью отверг предположения о каком-либо "политическом заказе". "Церковь живет своими законами и своими представлениями и не нуждается в руководстве каких-либо политических сил. Вопрос о свободе, достоинстве и правах человека обсуждается в Церкви уже давно. Это нашло отражение в выступлениях Патриарха, митрополита Климента и других иерархов. Эта тема отражена и в Основах социальной концепции РПЦ", - напомнил он. "Мы постоянно говорим, что из проблемы защиты людей и достоинства личности правозащитным движением выхолащивается нравственность, которая должна лежать в ее основе. Наш документ - это попытка вернуть вопросы нравственности в эту область общественной деятельности", - сказал отец Владимир.

Архиерейский Собор РПЦ Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, уверен, что "правозащитники" опасаются напрасно. "Никто никого не вытесняет. Обеспокоенность правозащитных организаций можно объяснить лишь тем, что их представление о свободе и правах человека очень сильно расходятся с теми, что существуют в Православии. Именно от этого и появляется некоторая неприязнь", - сказал отец Димитрий.

"Православие целиком христоцентрично, т.е. Воплотившийся Бог - в центре всего. А человек есть творение Божие, Его высшее создание. И соответственно, все ценности и усилия человека должны быть устремлены к Богу. Если мы поставим на место Бога человека, то человек станет высшей ценностью - именно из этого и исходит идеология большинства правозащитников. А с духовной точки зрения это просто вариант идолопоклонства. То есть правозащитники и православные христиане просто служат разным богам. Противоречия, таким образом, лежат не в политической, а в религиозной плоскости", - отметил отец Димитрий.

"Мы считаем, что на Архиерейском Соборе было принято судьбоносное решение. Церковь возвращает себе свое: ведь права человека родились и развились в лоне христианской Церкви и лишь затем стали сначала просто либеральными, а потом и какими-то постмодернистскими - они все меньше соответствуют здоровым понятиям о нравственности. Дело дошло до того, что права человека стали заменять людям заповеди", - заявил председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев. "Теперь Церковь, наконец, сформулировала в документе, что права и достоинства личности - не должны оправдывать грех. Грех и достоинство - несовместимы. Теперь есть документальная основа для деятельности людей, которые хотят защитить свои традиционные представления о нравственности", - подчеркнул Валентин Лебедев.
Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиерейский Собор 2008
Все статьи темы
Последние комментарии