Архиепископ Белгородский Иоанн: Миссионерская деятельность игумена Евмения привела к внутрицерковному нестроению 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Архиепископ Белгородский Иоанн: Миссионерская деятельность игумена Евмения привела к внутрицерковному нестроению

13.06.2008


Председатель миссионерского отдела РПЦ прокомментировал вопросы современной миссии Русской Церкви …

Архиепископ Белгородский Иоанн"Нельзя слепо переносить миссионерские методы, например, западных церквей сюда, на русскую почву. Мы знаем опыт игумена Евмения (Перистого), который из благих побуждений пытался адаптировать опыт "Альфа-курса", так и не отделавшись от неохаризматического налета, который был в этом "Альфа-курсе". К чему это привело? К печальным последствиям, когда вместо миссионерской деятельности получилось внутрицерковное нестроение", - сказал в интервью сайту Архиерейского Собора архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

В ходе беседы Белгородский архиерей поделился своими размышлениями об ошибках и достижениях миссионеров, прокомментировал миссионерскую ситуацию в современной России, а также рассказал о презентации Миссионерской концепции и о том, что такое "христианская социокультурная молодежная среда".

"Одна из задач, ставшая перед нами, образно говоря, является "второй христианизацией России", - заявил владыка Иоанн. По его словам, суть этой ответственной задачи в том, чтобы воцерковить "крещеных, но не просвещенных людей". Кроме того, одной из миссионерских задач владыка назвал оживление приходской жизни. "Приходы должны стать воистину миссионерскими и включить в себя новое измерение отношений между настоятелем и прихожанами: не только как собрание верующих людей, но и как активная, если хотите, частичка Тела Христова, когда евхаристическая община возрастает, как в апостольские времена, и когда члены этой общины сами являются проповедниками". Еще одной задачей миссионерской деятельности является "противодействие тем же тоталитарным сектам, суевериям, различным лженаукам и так далее..." - отметил глава Белгородской епархии.

Говоря о критике "чрезмерной" современной православной миссии со стороны определенной части церковных деятелей, владыка Иоанн сказал: "Легко критиковать миссию, когда ты уверен, что в 15-миллионном городе приходы без людей не останутся. Но если послать таких рассуждающих на Чукотку, скажем, на Сахалин, на Камчатку, в Магадан - туда, где люди достаточно холодно относятся к Православию? Какими методами разбудить людей? Как родить интерес к Православию в их душах? Как возрастить потом из них настоящих христиан? Вот тут и потребуется колоссальная работа, может быть, даже выходящая за какие-то рамки традиционных представлений. Церковь всегда должна следовать слову Апостола Павла: "для всех я был всем, чтобы спасти хотя бы немногих".

С другой стороны, по словам владыки, имеют место и крайне неудачные опыты миссии, как, например, опыт игумена Евмения (Перистого). "Или еще пример. Есть такой иеромонах Владимир в Орловской епархии, который открыл интернет-портал и объявил себя миссионером. Он занимается опытами изгнания духов злобы поднебесных, но почему-то не стесняется это делать и в ночных клубах. Например, в Орле, в ночном клубе "Полет". Что ж, может, у него и есть такая сила, а с другой стороны, видимо, сказывается то, что он в прошлом - работник "Москонцерта", сейчас же именует себя миссионером. Но это уже антимиссия!" - посетовал архиепископ Иоанн.

Работа над "Миссионерской концепцией" продолжалась в течение двух лет, рассказал владыка: "С момента, когда было дано поручение Синода, работа эта строилась на принципах соборного обсуждения. Мы получили около 115 отзывов в процессе работы. "Концепция", если сравнить с первоначальным документом, который был предложен, - это совершенно другая концепция: архиереи, ректоры духовных школ, даже монастыри настолько тщательно подготовили и высказали свои мнения!.. И обсуждение "Миссионерской концепции" на первоначальном этапе, до ее принятия, стало как бы фактором-раздражителем, когда многие задумались над самой тематикой".

Обсуждение "Миссионерской концепции" дало возможность поделиться опытом, накопленным примерно за пятнадцать лет, сказал архиепископ Иоанн. "Миссионерский опыт разных епархий был различен, и он должен был быть зафиксирован в каком-то результативном документе. Мы попытались собрать в частности, такие понятия, как миссионерское поручение, миссионерский приход (чего раньше не было), миссионерское богослужение. Были введены даже терминологически новые понятия", - отметил он, говоря о новизне документа.

Рассказывая о том, что такое "христианская социокультурная молодежная среда", Его Высокопреосвященство сказал: "Начнем с того, что представляет собой среда, что сейчас объединяет больше всего людей? Виртуальные сообщества - Интернет. Если мы не войдем в Интернет - в те сообщества, которые сейчас уже сформировались, то мы получим - и сейчас уже имеем - те секты, которые появились и существуют в сети. Тиражируются виртуальные культовые системы, которые достаточно серьезно воздействуют на молодого человека, полностью дезориентированного. Социокультурная среда - это, прежде всего, активная среда, где молодежь могла бы проявить всю свою творческую силу. Но мы должны задать направленность этой силе, мы должны показать, куда идти. А пути ты выбираешь сам, в зависимости от того, что тебе Бог дал".

"Говоря об активной социокультурной среде, мы говорим, прежде всего, о стимулировании или создании неких мотиваций - мотиваций к постижению христианства, христианской культуры. Мотивации того, что ты приходишь в Церковь и это не магазин, где "ты - мне, я - тебе", и это не какая-то потребительская схема, а служение. Служение Богу, служение в евхаристическом общении...", - подчеркнул владыка. "В этом непростом мире в общении с молодежью мы иногда запаздываем, иногда идем по запретительной схеме, говоря, что то или иное плохо, но не объясняя - почему. А нужен несколько иной взгляд на проблемы, связанные с общением с молодежью, и это требует усилий от всех нас", - заключил архиепископ Иоанн.
Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме