"Объединение - это, конечно, хорошо, - продолжил отец Димитрий. - Но во имя чего? Объединение может быть только на почве любви. Только она по-настоящему объединяет. К сожалению, желание жить по любви у очень многих людей сегодня слишком оскудело. Сейчас людьми по большей части движут интересы. А где интересы, там уже не до любви".
А настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке священник Владимир Лапшин отметив, что "и с христианской, и с исторической точки зрения наши народы очень близки", заявил, что все дело в том, что "насильно мил не будешь". "Да, в силу различных обстоятельств мы стали такими нелюбимыми. Так зачем теперь навязывать это объединение?" - задается вопросом священник. "По евангельским принципам все человечество и так должно быть единым в Господе Иисусе Христе, и все должны любить друг друга. Поэтому если мы себя считаем православным государством и продолжателями дела Святой Руси, то именно принципы любви, единства и мира должны лежать в основании национальной идеи (я, правда, побаиваюсь такого словосочетания, потому что у нас от идей часто переходят к идеологиям). И мы должны не только декларировать эти принципы, но и подтверждать их делами. А что мы видим? Бесконечные политические игры, постоянное блокирование, противостояние, то нефть, то газ и т.д. и т.п. В общем, все то, что принято называть "грязной политикой". Так что проблемы с Украиной отчасти спровоцированы самою же Россией", - считает отец Владимир.
А по мнению настоятеля домового храма МГУ протоиерея Максима Козлова, "если мы хотим восстановить это единство, недопустимо какое-либо военное или политическое давление и навязывание роли "старшего брата". "Само стремление к этому единству должно стать во всех отношениях, - в том числе и в экономическом, что очень важно для значительной части населения, и в государственническом, и в религиозно-культурном - привлекательным и для украинского и белорусского народов. Если Россия будет вести себя так, чтобы те, кто рядом с нами, осознавали себя действительно рядом со старшим братом, а не с владыкой и деспотом, рядом с тем, кто сам готов послужить брату, а не ищет, когда ему послужат, - тогда это единство из умозрительного и чаянного может стать реальным", - сказал отец Максим.
В свою очередь председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения "Россия Православная", член Общественного совета при Министерстве юстиции Александр Буркин заметил, что "отчасти работа над этим уже идет: и на Украине, и в Белоруссии еще достаточно людей, которые помнят о единстве нашего народа". "Проблема, - полагает А.Буркин, - не столько в людях, сколько в государственных институтах, которые не могут договориться, в чиновниках, которые разворовывают остатки былых богатств. Лукашенко, конечно, старается с этим бороться, но, я думаю, что ему нелегко дается, и что скоро ему придется сдаться. Он, так сказать, "последний из могикан", которые активно выступают против современной экономической "демократии".
"Я хочу напомнить о пророчестве Серафима Саровского, который сказал, что все славянские народы сольются в единое славянское море. Сейчас, конечно, трудно в это поверить: о каком братстве с Польшей и Чехией может идти речь? Но мне как православному христианину и патриоту хочется верить в это. Во всяком случае, пока остается надежда на сохранение братства хотя бы со славянскими православными народами. Тем более, что мы все равно живем общей судьбой - это сложилось исторически и разорвать эти связи очень трудно. Нужно не дать Западу порвать эти связи - в этом наша главная задача", - заключил Александр Буркин.
"Конечно, попытаться изменить ситуацию можно, и даже необходимо, но нужно делать это правильно. Прежде всего, надо начать с самих себя: ведь, к примеру, одной из последних крепких связующих нитей остается Русская Православная Церковь, но на Украине в школах спокойно преподают основы Православия, а у нас до сих пор комитет по образованию этому противится; или, взять наше телевидение, можно ли найти что-нибудь более безнравственное? Какой пример мы подаем соседям?" - сказал директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев.
"Кроме того, нужно изменить и политические методы. Дело в том, что сейчас наши отношения с Украиной зачастую строятся на экономических санкциях, а следовало бы чаще опираться на тех людей на Украине, которые еще чувствуют свою связь с Россией. Мы же им внимания почти не уделяем", - отметил он. "То, что случилось в 1991 году и во времена перестройки, нанесло сильный удар по нашим отношениям, и виноваты в этом по большей части мы. Эти раны нельзя залечить сиюминутными мерами - нужно долго и много работать в этом направлении. Пока наши акции, направленные на улучшение образа России за рубежом, зачастую приводят к обратному результату. Нужно работать над этим", - заключил правозащитник.