Согласно исследованию, среднестатический петербургский студент ставит веру на последнее место в иерархии ценностей, сообщает Regions.Ru. Как сообщил директор института, доктор психологических наук Валентин Семенов, система основных ценностей по убывающей в понимании студентов выглядит так: cемья, здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, деньги, вера. "Заметьте - первые три ценности относятся к так называемым приватным, личностным, лишь за ними идут работа и деньги. Эти ценности характерны для российской молодежи начала XXI века вообще и для российских студентов в частности", - отметил ученый, который много лет изучает молодежную среду.
"Как свидетельствуют наши исследования молодежи последних пяти лет, на вопрос: "Считаете ли Вы себя верующим, религиозным человеком?" - таковыми называют себя более 50 процентов. Когда же им приходится выбирать 3-4 ценности из семи, вера оказывается на последнем месте: для молодежи характерна поверхностная религиозность", - считает социолог. "Конечно, идентификация с религией, прежде всего с православием как безусловной культурно-исторической духовной ценностью России, у молодых, несомненно, существует", - добавил профессор Семенов.
Больше всего в опросах его удивило то, что 80 процентов респондентов высказались за нравственный контроль над содержанием телепрограмм и уличной рекламы. "Несмотря на постоянный "чернушно-порнушный" поток, в молодых людях еще сохраняется стремление к истинным ценностям", - заключил ученый.
В свою очередь, отец Артемий считает нравственную позицию студенческой молодежи "естественной". "Большинство признает некий нравственный авторитет религиозных ценностей, но это не значит, что они практикуют эти ценности. То есть вера для них является теоретической, в определенном смысле она связана с их поведением, но практически никак не отражается на их религиозной жизни. А что касается всякой порнографии и всякого безобразия, так это касается общественной жизни, в которой студенты проявляют наибольшую активность. Все эти ценности, за которые они проголосовали, - друзья, семья, - говорит об их активной жизненной позиции в обществе. Они на подходе к религиозности, они осознают ее необходимость, но весьма далеки от того, чтобы практиковать эту религиозность; они к этому еще не подошли, они сориентированы на внешнюю активность в общественном, социальном, культурном поле, но не видят своего применения в рамках религиозной жизни и практики", - считает священник.
"Действительно, теоретическую религиозность молодежи, которая не укоренена в практике, можно назвать поверхностной. Но сама молодежь - это такая социальная категория, которая во всех отношениях весьма поверхностна. Это ведь не опытные люди, люди, сориентированные более на внешнее, чем на внутреннее; они ходят, обвешенные всякими фенечками, и мышление у них клиповое, поверхностное. Это не потому, что они плохие; просто они молодые, еще глупые по определению. Пройдут годы, у них будут семьи, дети, они станут более серьезными людьми, будут более серьезно относиться к ценностям и станут более религиозными людьми", - заключил протоиерей Артемий Скрипкин.