В прежние же времена, продолжил Леонтьев, существовал механизм Совета Безопасности ООН, который позволял блокировать решения, поскольку великие державы имели в нем право вето: "Однако теперь выяснилось, что если СБ блокирует международные решения, то единственная сверхдержава действует вопреки мнению ООН. И не подвергается при этом никаким санкциям. В том числе благодаря нам ООН "задним числом" (чтобы вернуть ситуацию в правовое поле и сохранить себя как формально существующую структуру) легитимировал американское присутствие в Ираке".
"Как будет обстоять дело с Косово, пока непонятно, - заявил Леонтьев, говоря об отношении к сложному правовому статусу сербского края. - Но "кофианнановская" реакция Пан Ги Муна, который отреагировал на провозглашение Косово вопреки базовым принципам ООН и пунктам ее устава, была весьма характерной. Понятно, что в существовании организации нет смысла, если ее формальный руководитель не может ответить на вопрос, законно или незаконно провозглашение независимости Косово", - уверен эксперт.
"Представьте, что идет суд и судья задает вопрос о виновности. Прокурор уже готовит обвиняемого к расстрелу. Судья спрашивает: "Так виновен этот человек или нет?" И вдруг прокурор говорит: "Не могу ответить на Ваш вопрос". А после этого обвиняемого выводят и расстреливают во дворе. Спрашивается: в чем вообще смысл существования такого суда? Конечно, есть вероятность, что по прошествии некоторого времени суд соберется, и по факту расстрела "легитимирует" ситуацию (при этом даже не вынося приговор). ООН работает именно таким образом", - заявил Леонтьев.
Не верит журналист и в то, что реформа ООН что-либо изменит: "Более того, я считаю, что сейчас она не вполне своевременна. Потому что потом ООН опять придется реформировать. Экономические и политические пертурбации в современном мире происходят очень быстро. Стадия фазового перехода, которую сегодня переживает мир, должна окончательно завершиться. В итоге сложится некая конструкция, которая вызовет к жизни другую организацию. Сейчас же ООН напоминает Лигу Наций перед войной. То есть агонизирующую организацию, которая вообще не способна решать какие-либо задачи. Она способна заниматься лишь собственной административно-хозяйственной деятельностью. В том числе - благодаря финансовым вливаниям со стороны США. И даже в первую очередь благодаря им".
В связи с этим предложение России увеличить свое участие в финансировании ООН Леонтьев оценивает неоднозначно. "С одной стороны, Россия хочет увеличить свой вес в ООН, используя эту организацию исключительно как политическую трибуну (потому что использовать ООН как политический инструмент - крайне проблематично). Наверное, российское руководство надеется, что ввиду тех перемен, которые сейчас происходят в мире, через какое-то время ООН можно будет трансформировать в инструмент многополярного мира. То, насколько такие надежды оправданы, сказать трудно. Мы помним, что в течение какого-то периода после войны ООН была "американской машиной для голосования". Единственным средством обуздания ООН тогда было советское вето (...) Игнорирование вето по сути означало бы начало Третьей мировой войны, в то время как сейчас действия вопреки вето практически ничего не означают. По большому счету, они даже не означают "потерю лица", потому что "лицо теряет" только ООН, и больше никто", - заключил Михаил Леонтьев.
Русская линия