Это уже вторые "Глуховские чтения", проведённые в столице республики представителями кряшенской общественности. Первые проходили почти два с половиной года назад - в ноябре 2005 года - в рамках кряшенского этнолого-религиоведческого симпозиума. По их итогам Кряшенским приходом города Казани (действующим при храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери) недавно был выпущен сборник "Этно-исторические и социокультурные проблемы самоидентификации кряшен", с которым смогли ознакомиться участники нынешней конференции. Согласно замыслу организаторов, помимо популяризации научного и творческого наследия казанского историка-кряшеноведа М.С.Глухова (1937 - 2003), "чтения" призваны широко освещать темы, связанные с историей, культурной, религиозной и общественной жизнью этого православного тюркского народа.
Открыл "Глуховские чтения" председатель оргкомитета конференции историк А.В.Фокин. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился председатель Правления ООК РТ, генеральный директор ОАО "Холдинговая компания Ак Барс" И.М.Егоров. В своей речи он особо подчеркнул большое значение конференции для всего кряшенского движения и рассказал о работе возглавляемой им республиканской организации, которой в скором времени исполнится год. Кроме того, И.М.Егоров проинформировал участников "чтений" о том, что власти Казани передали ООК РТ в аренду на сорок девять лет здание бывшего церковно-приходского училища (расположенного около Тихвинского храма), в котором планируется разместить Культурный центр кряшен.
В программу первой части конференции вошли также: торжественное награждение дипломантов Выставки народно-прикладного творчества кряшен, показ документального фильма Ангела Христова (Болгария) "Кряшените" ("Кряшены"), воспоминания о М.С.Глухове, которыми поделились с участниками "чтений" его сын В.М.Глухов (зачитавший автобиографический очерк отца "Жизнь в шести словах") и председатель Казанского отделения Союза российских писателей В.С.Мустафин, а также демонстрация видеокадров из телепередач об учёном. Здесь же, в зале, где проходила конференция, была организована выставка картин, научных трудов и изданий М.С.Глухова.
Во второй части конференции прозвучали выступления её участников из числа представителей научного мира, творческой интеллигенции, преподавателей, журналистов, учащихся светских и духовных учебных заведений. Повышенное внимание привлекли к себе доклады, касающиеся кряшенской историографии и источниковедения, с которыми выступили профессор Казанского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ), кандидат педагогических наук Т.Г.Дунаева ("Источники по кряшеноведению") и ведущий научный сотрудник ИППО РАО, кандидат исторических наук А.В.Фокин ("К вопросу об историографии кряшен"). При этом Т.Г.Дунаева поставила вопрос о необходимости проведения масштабной работы по сбору, обобщению и систематизации источникового материала, призвав составить полную библиографию по кряшенской тематике. А.В.Фокин, в свою очередь, опираясь на тот печальный факт, что историографии кряшен до сих пор фактически не существует, указал на существующую потребность в её создании. Причём, говоря о формировании источниковой базы, он обратил внимание, в том числе, и на необходимость серьёзного изучения и систематизации миссионерской литературы, в которой, помимо чисто религиозной составляющей, присутствует и богатый материал об истории, культуре и древних традициях кряшен.
Несмотря на то, что в отличие от Первых "Глуховских чтений", нынешние не отличались столь же ярко выраженной религиозно-духовной окраской, выступления на данную тему и в этот раз заметно выделялись на общем фоне. Особой миссионерской насыщенностью отличался доклад представителя "Общины православных татар города Москвы" Е.Е.Бухарова ("История формирования кряшенской этнической общности"). Кроме него, на конференции с докладом на тему "Особенности тюркского православия" выступил слушатель Перервенской духовной семинарии (г. Москва) Д.Пахомов. Оба столичных гостя прекрасно ориентировались в кряшенской проблематике и сумели привлечь к себе внимание аудитории не только благодаря своим выступлениями, но и непосредственному общению со многими участниками конференции. Желающие могли ознакомиться также с выпущенным в 2007 году издательством храма пророка Даниила на Кантемировской (г. Москва) "Православным молитвословом на татарском языке".
Учитывая, что в этнической истории кряшен одним из наиболее актуальных по-прежнему остаётся вопрос развития краеведения и истории кряшенских населённых пунктов, на конференции прозвучал также ряд выступлений и по этой тематике. Так, например, аспирант Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова В.М.Васильев сделал сообщение на тему "Из истории кряшенского села Поповка", а журналист и краевед М.П.Апушев - "О прошлом и сегодняшнем дне деревни Альведино".
Было также озвучено немало ранее не известных фактов об известных деятелях прошлого, внёсших значительный вклад в развитие кряшенского народа. Так, научный сотрудник Института татарской энциклопедии АН РТ, кандидат филологических наук А.М.Ахунов в своём выступлении на тему "Новые архивные сведения о поэте Якове Емельянове" сообщил любопытные данные о жизни и деятельности этого духовного питомца Н.И.Ильминского, учителя Казанского "Братства Святителя Гурия" и православного священника, ставшего первым кряшенским поэтом. Весьма интересными представляются также выступления аспирантки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова А.Т.Ильясовой ("С.В.Смоленский как духовный просветитель кряшен") и писателя И.Ф.Сирматова ("Академик А.В.Кибяков: жизнь и научная деятельность").
Немалое место занимали на конференции и выступления культурологического и историко-искусствоведческого характера: к примеру, ведущего научного сотрудника ИЯЛИ АН РТ, доктора филологических наук Ф.С.Баязитовой ("Проблемы изучения лингвофольклористики кряшенских говоров"), преподавателя КГУКИ О.Степановой ("Специфика взаимодействия танцевальных культур народов Поволжья"), старших научных сотрудников ИЯЛИ АН РТ - кандидата филологических наук О.Н.Бятиковой ("О кряшенских архаизмах в татарских словарях") и кандидата искусствоведения Г.М.Макарова ("Кряшенские гусли: вопросы изучения и возрождения"), а также художника по моделированию национального костюма В.П.Максимовой ("Круглый платок" у кряшен и особенности его элементов").
Кроме этого, на конференцию были заявлены доклады и сообщения: заведующего отделом этнической политики УВВП Президента РТ, кандидата исторических наук В.В.Никифорова ("Из опыта взаимодействия властных структур и общественных организаций кряшен"), учительницы истории лицея N 145 г. Казани Л.В.Алексеевой ("Из истории создания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда Казанской губернии"), научного сотрудника Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург), магистра религиоведения Е.В.Баркаря ("Проблемы изучения народной религиозности кряшен"), старшего научного сотрудника Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург), доцента Астраханского государственного университета, кандидата исторических наук В.М.Викторина ("Кряшены-нагайбаки и другие тюркские этносы Поволжья и прилегающих пространств"), кандидата искусствоведения Н.Ю.Альмеевой ("О задачах издания антологии песен татар-кряшен"), аспиранта Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва) И.В.Севастьянова ("Кряшены: этническая и религиозная идентичность") и других. Однако, к сожалению, в силу различных обстоятельств, они на конференции не прозвучали. Тем не менее, как обещают организаторы Вторых "Глуховских чтений", тезисы всех этих выступлений будут опубликованы в планирующемся к изданию сборнике материалов конференции.
Русская линия