В статье отмечается, что, несмотря на очевидную опасность "отупения нации", "эту тему ни за что не осмелится затронуть ни один кандидат на долгой и извилистой дороге к Белому дому". Как отмечает Джейкоби, в 1963 году преподаватель Колумбийского университета Ричард Хофштадтер в своей книге "Антиинтеллектуализм в жизни Америки" рассматривал американский антиинтеллектуализм как циклическое по сути своей явление, то современная разновидность антиинтеллектуализма - "скорее потоп, чем циклический прилив". "Если бы Хофштадтер успел бы написать продолжение с учетом современности, то обнаружил бы, что наша эра круглосуточного информационно-развлекательного вещания перещеголяла его самые апокалиптические предсказания о будущем американской культуры", - говорится в статье "The Washington Post".
"Терпимый порог тупости уже несколько десятилетий неуклонно повышается благодаря совокупному воздействию сил, которым пока невозможно противостоять. Среди этих факторов - триумф видеокультуры над культурой печатного слова; диспропорция между формальным уровнем образования американцев - он-то повышается - и их смутными представлениями об основах географии, естественных наук и истории; а также сращивание антирационализма с антиинтеллектуализмом", - пишет американский исследователь.
Так, согласно данным официальной статистики, в 1982 году 82% людей с высшим образованием читали для удовольствия романы или стихи; спустя два десятилетия таких нашлось всего 67%. Кроме того, более 40% американцев за год не прочли ни одной книги. С 1984 по 2000 год процент 17-летних, которые ничего не читали (кроме того, что были обязаны по школьной программе), более чем удвоился. "Разумеется, этот промежуток времени почти совпадает с бумом персональных компьютеров, вебсерфинга и компьютерных игр", - замечает Джейкоби.
Результатом всего этого, по мнению американского автора, является то, что у американцев под воздействием видеоинформации развился массовый синдром рассеянного внимания. "Поскольку потребители видео становятся все более нетерпеливыми, когда речь идет о процессе усвоения информации из письменных источников, все политики вынуждены излагать свои программы максимально быстро - а в наше время темпы, считающиеся быстрыми, значительно ускорились по сравнению с "быстротой" в прошлом. Согласно выводам Кику Адатто из Гарвардского университета, за период с 1968 по 1988 год средняя продолжительность одного "аудиофрагмента" в новостях о кандидатах в президенты - а именно, выдержки из выступления или интервью кандидата - уменьшилась с 42,3 секунды до 9,8 секунды. К 2000 году, по данным другого исследования гарвардских ученых, "аудиофрагмент" в расчете на одного кандидата составлял уже всего 7,8 секунды в день", - говорится в статье.
Кроме того, есть и еще один фактор "неотупости": развившаяся мода на горделивое упоение своим невежеством. "Проблема не только в том, чего мы не знаем (задумайтесь: каждый пятый взрослый американец, по данным National Science Foundation, считает, что Солнце обращается вокруг Земли); вся беда в том, что опасное множество американцев пришло к выводу, что им вообще такие знания ни к чему (...) Ядовитый коктейль из антирационализма и невежества препятствует обсуждению государственной политики США в самых разных областях, от здравоохранения до налогообложения", - пишет американский автор.
"Давно пора провести серьезную общенациональную дискуссию о том, действительно ли мы как нация ценим интеллект и рациональное мышление. Если нынешние выборы действительно окажутся "выборами перемен", низкий уровень дискурса в стране, где разум приучают заниматься низменными предметами, следует поставить на первое место в списке необходимых перемен", - заключает Джейкоби.
Русская линия