itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Епископ Иларион: Константинопольский Патриархат имеет примат чести, а не примат власти

Глава делегации РПЦ заявил, что темой заседания в Равенне было не подписание православно-католической унии, а вопрос о первенстве Патриархатов

0
129
Время на чтение 4 минуты
Епископ Венский и Австрийский ИларионИтоговый документ Х пленарного заседания Смешанной православно-католической богословской комиссии в Равенне не является "секретным", как об этом писала итальянская пресса, и посвящен не вопросу подчинения Константинополя папе Римскому, а "экклезиологическим и каноническим последствиям сакраментальной природы Церкви", заявил глава делегации Русской Православной Церкви в Равенне епископ Венский и Австрийский Илларион, передает "Интерфакс-Религия". При этом он подчеркнул, что "документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде", и поэтому нуждается в тщательном изучении группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории Богословской комиссии РПЦ. "Думаю, именно Богословская комиссия должна дать официальную оценку документа, которая должна быть затем утверждена Священным Синодом", - заявил владыка.

Отвечая на вопрос о том, какую позицию в отношении равеннского документа занимает Русская Церковь, владыка Иларион отметил, что может дать лишь некоторые предварительные комментарии и обратил внимание на то, что один из разделов документа касается понятия "соборности". Одна из существенных проблем, возникших на заседании комиссии, заключается в том, что представители Константинопольского Патриархата, используя этот термин в определенном смысле, попытались превратить примат чести Вселенского Патриарха по отношению к другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей в примат власти над ними. "Разве мы, православные христиане, являемся таковыми только потому, что находимся в общении с Константинополем? А как же общение с Иерусалимом, Александрией, Антиохией и другими Церквами? Почему, на основании какого канона, оно менее важно, чем общение с Константинополем?", - задал риторический вопрос владыка.

По мнению архиерея, пока документ говорит о местном и региональном уровнях соборности, серьезных проблем не возникает. "Они возникают, когда речь заходит о соборности и власти на "универсальном" уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви. В данном случае имеется в виду не Православная или Католическая церкви в том виде, в каком они существуют сегодня, а скорее некая теоретическая Церковь, построенная по модели Церкви времен Вселенских соборов. Как осуществлялась или должна осуществляться соборность в такой Церкви? Кому принадлежит первенство на уровне Вселенской Церкви? Отвечая на эти вопросы, документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде", - отметил епископ Иларион.

Далее, в 41-м параграфе утверждается, что епископ Рима в Древней Церкви занимал первое место среди Патриархов. "Делается осторожная попытка определить роль Римского епископа на Вселенских соборах: "Хотя епископ Рима не созывал Вселенские соборы ранних веков и никогда лично не председательствовал на них, он, однако, был активно вовлечен в процесс принятия решения на соборах". Что это за активная вовлеченность епископа Рима в работу Вселенских соборов? Католики считают, что решения соборов вступали в силу только после того, как они утверждались епископом Рима. Православные так не считают", - отметил епископ.

В параграфе 45-м говорится, что "Роль Римского епископа в общении всех Церквей должна быть изучена более основательно". Именно этот вопрос, по словам епископа Илариона, должен послужить отправной точкой следующего этапа диалога, когда на повестку дня будет поставлен вопрос о первенстве во Вселенской Церкви. "И здесь, по-видимому, мы окажемся в западне. А именно: католики будут стараться сформулировать экклезиологическую модель Вселенской Церкви, чтобы роль "первого епископа" была описана максимально близко к той, которую играет в нынешней Католической церкви Римский папа. В свою очередь Константинопольский Патриархат будет стремиться к тому, чтобы "первому" были усвоены те права, которыми сегодня Константинопольский Патриарх в Православной Церкви не обладает, но, очевидно, хотел бы обладать", - предполагает глава делегации РПЦ в Равенне. При этом он подчеркнул, что РПЦ признает за Константинополем "примат чести, но отнюдь не примат власти".

Таким образом, главной темой заседания в Равенне было не подписание или неподписание православно-католической унии, как об этом утверждают некоторые российские СМИ, а спор богословов о первенстве Патриархатов в христианской Церкви. Однако, несмотря на свою теоретическую сущность, эта дискуссия имеет самое прямое отношение к настоящей жизни Поместных Православных Церквей. Как известно, в своей истории Восточные Церкви всегда имели православного лидера, который силой своего авторитета и власти не только поддерживал исполнение православных канонов, но и способствовал разрешению спорных вопросов, возникающих между представителями Поместных Церквей. Во времена Византийской империи такими лидерами всегда являлись Византийские Императоры, а центром православной ойкумены был Константинополь. Именно поэтому Константинопольский Патриарх со временем приобрел статус второго по чести (а после великой схизмы и первого) среди других Предстоятелей Поместных Церквей.

Однако, после падения Константинополя в 1453 году и захвата греческих территорий турками центр православного мира постепенно переместился в Москву, а неформальными лидерами православных народов стали Российские Самодержцы. С гибелью же в 1917 году и Российской империи место вождя православного мира осталось вакантным, и теперь оно становится предметом споров и пересудов между Православными Церквями. Очевидно, что разногласия между русскими и греками наносят значительный ущерб всему православному миру. В последнее время в СМИ регулярно появляются сообщения о возникновении всевозможных конфликтных ситуаций между Поместными Православными Церквями, которые крайне редко находят свое разрешение. Это касается и действий Константинополя в отношении Сурожской епархии РПЦ, и недавнего постановления Синода Румынского Патриархата о возрождении т.н. "Бессарабской митрополии" и многого другого. Поэтому разрешение этой проблемы весьма важно, а пути нахождения единого взгляда Православной Церквей на эту проблему, очевидно, лежат только в области честных и конструктивных переговоров.
Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии