"А нации не нужно ни самовосхваление, ни самоуничижение, - добавил отец Владимир. - Она просто должна помнить о своих ошибках, знать их - это залог нормального будущего. А пытаться забыть о былых преступлениях и пороках значит творить будущее с червоточиной", - заключил священник.
"Всенародное покаяние в преступлениях коммунизма - просто глупость и ерунда. Тот, кто выставляет такие требования, просто не знает, что такое покаяние", - считает председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей протоиерей Димитрий Смирнов. "Каяться должен тот, кто виноват. Почему сегодняшний человек, хотя бы и коммунист, оказывается виновен в том, что произошло 90 лет назад? Призывы ко всенародному покаянию - просто какой-то отвлекающий маневр, и нам навязывают очередное шоу. Каяться нужно в том, что мы творим сейчас: в пьянстве, воровстве, в убийствах нерожденных детей, во взяточничестве. Покаяние предполагает отказ от того, что делаешь сейчас. А унизили мы себя и так сверх всякой меры", - подытожил отец Димитрий.
"Покаяние" по-гречески "метанойя", то есть "изменение ума", "перемена образа мыслей"- напомнил сотрудник сектора "Церковь и общество" при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата священник Сергий Звонарев. "Нужно осознать и внятно назвать злом и грехом то зло и те грехи по отношению к конкретным людям и обществу в целом, которые совершались при коммунистах. Нужно сделать выводы из этого осознания, - что нельзя оправдывать преступления, что нельзя возвращать преступный режим. Это и будет общественным покаянием, "метанойей" - изменение образа мыслей, мыслей общества в целом. А каяться каждый должен сам за себя - у каждого на совести своих грехов хватит, чужие на себя брать незачем", - подчеркнул священник.
"В русском народе духовные основы жизни укоренены в Православии и немыслимы без покаяния", - согласился заведующий сектором отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата протоиерей Александр Кузин, - "Но каждый должен каяться в своих грехах и по велению своей совести - а не в грехах, совершенных тем "узким кругом", который "страшно далек от народа". "Настоящее всенародное покаяние - это непрерывный процесс, который происходит в Церкви, в нем участвует церковный народ, то есть люди, приносящие покаяние. А национальное самоунижение и самооплевывание - это не покаяние. Наш народ, по мнению старцев, и так потерпел наказание - и многомиллионные жертвы в войнах, и голод, и другие бедствия", - напомнил отец Александр.
"Национальное покаяние - тема слишком глубокая, не стоит превращать ее в пустую болтовню или политическую уловку", - указал настоятель храма Трех Святителей на Кулишках доктор богословия протоиерей Владислав Свешников. "Как у каждого человека есть необходимость покаяния, то есть осознания своей неправоты и несовершенства, также и у народа. Хотя почти всегда - неосознанно. Но теперь и само словосочетание "народное покаяние" представляется для большей части или формальным и надуманным, или совершенно непонятым. Кто может сегодня осознать народный грех как свой личный?! - Остаются только слова, да и те обессмысливаются и превращаются в болтовню", - заключил отец Владислав.