Первое пленарное заседание, проходившее 5 ноября, открыл своим выступлением ректор семинарии - архиепископ Анастасий. "В своём докладе, - сообщается на сайте "Православие в Татарстане", - владыка-архиепископ рассказал об открытии Казанской семинарии 10 лет назад, о её преемстве с прежними духовными школами Казани, которые были известны по всей России. Кроме того, владыка-архиепископ ознакомил участников конференции с современной деятельностью семинарии: работа издательского и Интернет-отделов КазДС, проведение ежегодных научно-практических конференций. Также правящий архиерей отметил, что количество участников конференции и география представляемых ими регионов год от года расширяется (в этом году их более 60), а качественный уровень докладов всё более возрастает. В завершении, Его Высокопреосвященство пожелал участникам конференции помощи Божией и успехов в этом благом деле".
Помимо самого казанского архиерея, на заседании выступили: профессор Казанского государственного университета Г.А.Николаев - с докладом "Шестоднев" в составе "Мерила Праведного", доцент Московского физико-технического института В.П.Лега - "Магия, наука, христианство: старый конфликт или новые идеи сотрудничества?" и заместитель председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Татарстана, кандидат исторических наук В.П.Козлов - "Религиозное возрождение в Татарстане в условиях свободы совести".
Затем, после перерыва, работа конференции переместилась в секции, которых, как и в прошлом году, было три: "Филология", "Церковная история" и "Богословие и философия". При этом наибольшее количество выступлений традиционно прозвучало на секциях "Филология" и "Церковная история".
На секцию "Филология" были представлены одиннадцать докладов и сообщений: иерея А.В.Агапова (город Жуковский) - "Церковнославянский язык в современном богослужении: проблема устного воспроизведения текста", А.И.Бовсуновской (Казань) - "Сложные имена и компоненты добро- и благо- в лексиконе Е.Славинецкого", А.Г.Кравецкого (Москва) - "Церковнославянский язык глазами справщиков синодальных типографий", Ф.Б.Людоговского (Москва) - "Проблема авторства в акафистографии и в акафистоведении", Н.В.Максимовой (Казань) - "О "Книге Пророков" XVI в. из фондов Научной библиотеки КГУ", С.И.Меречиной (Казань) - "Взаимодействие грамматической и лексической семантики в глагольных формах времени (на материале произведений Кирилла Туровского)", О.И.Митрофановой (Казань) - "Концепт "вечность" в поэтическом творчестве П.А.Вяземского", А.А.Плетнёвой (Москва) - "Библия в народной письменности XVIII - XIX века", Е.В.Плисова (Нижний Новгород) - "Особенности интертекстуального взаимодействия текста современной проповеди", Е.Д.Турцовой (Казань) - "Представление о времени в текстах Остромирова Евангелия и Путятиной Минеи" и А.Цатуряна (Казань) - "Воинские метафоры в древнеармянской духовной литературе".
Столько же докладов и сообщений были заявлены и на секцию "Церковная история": И.Е.Алексеев (Казань) - "Свидетельства о разорении в 1917 - 1919 гг. Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда и Трехсвятительского крещёно-татарского монастыря Лаишевского уезда", И.А.Алиев (Казань) - "Возрождение здания Казанской духовной семинарии после пожара 1842 года", Е.В.Афонина (Казань) - "Святитель Филарет Амфитеатров и духовное образование в Казанской епархии", Ю.А.Благов (Казань) - "Театральные представления в Казанской духовной семинарии XVIII века", А.М.Елдашев - "К.П. Победоносцев: государственный и религиозный деятель, философ (к 180-летию со дня рождения)", А.В.Ермошин (Казань) - "Преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях Казани во второй половине XIX в.", Г.В.Ибнеева (Казань) - "Киевское духовенство в церемонии встречи Екатерины II в 1787 году", Е.И.Карташева (Казань) - "Формирование и экспонирование коллекции памятников православной культуры в фондах Национального музея РТ", Н.А.Комолов (Воронеж) - "Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII - первой половине XVIII вв.", Э.В.Комолова (Воронеж) - "Церковь и общество на юге России в конце XVII - XVIII вв." и М.А.Кострюков (Казань) - "Пантелеймон Крестович Жузе - историк христианского Востока".
На секции "Богословие и философия" на суд участников конференции были вынесены пять докладов и сообщений, авторами которых являлись казанцы: В.Д.Евстратова - "Мировоззренческие аспекты теории эволюции", Н.Я.Зарецкой - "Особенности проблемы и принципы философии Древнего Востока. Преемственность с русской философией XVIII - XX веков", В.И.Курашова - "Учащиеся Духовной Семинарии с точки зрения философской антропологии", А.И.Меречина - "О символическом и эмблематическом в мышлении" и протоиерея И.Цветкова - "Богословская предпосылка русской философии".
При этом, несмотря на широкий спектр представленных на обсуждение тем, очевидным являлось преобладание на конференции местных богословов и учёных, в результате чего им приходилось практически "вариться в собственном соку". Однако общий юбилейный настрой в значительной мере компенсировал данный недостаток.
По окончании первого рабочего дня конференции её участники совершили поездку в расположенный в городской черте древний Свято-Успенский Зилантов женский монастырь, где их приняла настоятельница обители игуменья Нина (Нефёдова). Затем они посетили находящийся недалеко от монастыря храм-памятник Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке, воздвигнутый на месте братской могилы русских воинов, павших при взятии города в 1552 году войсками Царя Ивана IV Васильевича Грозного (в том же году на этом же месте был основан и сам монастырь, но из-за постоянной угрозы затопления уже в 1559 году он был перенесён на некоторое отдаление - Зилантову гору). Свято-Успенский Зилантов женский монастырь (бывший до эпохи богоборчества мужским), чья история в 1918 году была ознаменована убийством большевиками десяти преподобномучеников Зилантовых, в настоящее время возрождён к жизни и являет собой одну из самых процветающих обителей Казанской епархии. Чего, к сожалению, не скажешь о храме-памятнике Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке, и по сей день пребывающем в полуразрушенном состоянии.
6 ноября богословско-научная конференция завершила свою работу. На заключительном пленарном заседании выступили сопредседатели секций, предоставившие подробные отчёты о проделанной работе. После этого перед собравшимися выступили гости конференции, поблагодарившие её организаторов.
В тот же день состоялась презентации двух книг преподавателя КазДС, руководителя отдела по канонизации святых Казанской епархии РПЦ, кандидата исторических наук Е.В.Липакова "Архипастыри Казанские" и "История Казанской духовной семинарии", а также нового диска с песнопениями архиерейского хора КазДС. Отмечается, что "История Казанской духовной семинарии" содержит в себе "полную историю Духовной школы с момента её основания и до сегодняшнего времени". Кроме того, в этой книге впервые размещены биографические сведения обо всех ректорах, а также имена выпускников семинарии, ставших впоследствии епископами. Одновременно в данном труде впервые опубликованы имена всех студентов и выпускников, пострадавших в годы богоборчества и причисленных к лику новомучеников и исповедников российских.
"Торжественную часть, - сообщается на сайте "Православие в Татарстане", - завершил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, ректор Казанской Духовной семинарии. В своём заключительном слове он поблагодарил всех участников за проделанную ими работу и пожелал, чтобы в следующем году качество работы конференции стало выше. Также Его Высокопреосвященство пригласил их принять участие в следующем форуме, посвящённом богословским и светским наукам". По окончании выступления казанского архиерея гостям был представлен праздничный концерт, организованный силами воспитанников КазДС.
Сообщается также, что все материалы VII конференция "Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи" будут опубликованы в ближайшем номере альманаха КазДС "Православный Собеседник", а также помещены на страницах электронной библиотеки семинарского интернет-сайта.