В анкетах Всероссийской переписи населения 2002 года 6 тысяч 571 человек по национальной принадлежности отнесли себя к "поморскому народу", при этом посчитали свой народ обделенным в сравнении с другими малочисленными этносами России. И вот 21 сентября прошел съезд, после которого поморы получили свой "представительный орган" в лице Совета поморского народа, а главным помором избран председатель рыболовецкого колхоза "Беломор" Сергей Самойлов.
Поморское движение началось в 1987 году, когда был создан национально-культурный центр "Поморское возрождение", затем появилась Национально-культурная автономия поморов Архангельской области и ряд других организаций и движений в поддержку "поморского этноса" и развития поморской культуры. Идеологические обоснование необходимости поморского ренессанса дали ученые В.Н.Булатов (Архангельск), В.А.Семенов (Сыктывкар), Н.М.Теребихин (Москва) и А.А.Киселев (Мурманск). Самым активным идеологом самоидентификации поморов является стоявший у истоков "поморского возрождения" Иван Мосеев, он активно добивается государственной регистрации "своего малого народа" и включения его в список коренных малочисленных народов России. Мосеев возмущается тем, что устав Архангельской области говорит лишь о правах ненцев. Поморов активно поддерживают и некоторые иностранцы. Так в поддержку "поморского этноса" на съезде выступила Марина Антенсен, представительница совместной норвежско-российской фирмы "ГС Рибер Скинн - Поморье".
В целом пакете принятых документов делегаты съезда констатировали "кризисное состояние народа поморов" и в обращениях на имя Президента России и высших органов власти потребовали "узаконить поморскую народность и уравнять ее в правах с малочисленными, коренными народами страны". Следующий съезд поморов предполагается собрать в следующем году на Соловках.
Между тем, историческая правомерность выделения из русского народа особого "поморского народа" весьма сомнительна. Истоки поморской самостийности, скорее всего, восходят к эпохе религиозного раскола, когда (в 1694 году) возникло так называемое "поморское согласие" - объединение старообрядцев-беспоповцев и была основана община на реке Выг - Выговская мужская обитель. Выговская обитель получила известность, когда один из идеологов беспоповцев Андрей Денисов составил, так называемые "поморские ответы", ставшие основой религиозного учения старообрядцев-поморов.
Отметим, что на протяжении последних 90 лет было немало попыток создать внутри русского этноса искусственные национальные образования - "сибирский народ", "казачий народ", "поморский народ" и т.д. В основе такого сепаратистского нациестроительства лежало стремление придать существенное значение незначительным отличительным признакам русских в различных регионах. Активизация таких попыток происходила, как правило, в период ослабления центральной власти (революция и гражданская война, Великая Отечественная война, перестройка), внося, в свою очередь, лепту в углубление разделения Русского народа, в усиление смуты и ослабление государства. Было бы хорошо, если бы активисты поморского движения прекратили выдумывать идеологию особого "поморского народа", а включились в процесс возрождения русских традиций на Русском севере.
Русская линия