В прошедшую субботу, 1 сентября, Ющенко, отвечая на вопросы студентов во время телемоста "Образованная молодежь - инвестиция для Украины", заявил, что "Украина нуждается в последовательной и активной работе над формированием собственного имиджа в мире", передает киевская муниципальная газета "Хрещатик". Ющенко рассказал о разработке специальной программы по этому вопросу. По его словам, в настоящее время над созданием такого проекта работают специалисты секретариата президента. "Мы сегодня ведем работу с тремя международными агентствами, которые бы подключились к проекту улучшения, в частности, международного имиджа Украины", - сказал он, прибавив, что такая деятельность должна проводиться на разных континентах - от Америки к Азии и Европе. О каких конкретно агентствах идет речь, Ющенко не уточнил.
"Возобновление собственного имени, популярности, своего международного и регионального статуса является приоритетным заданием внешней политики Украины. Поэтому я работаю над тем, чтобы Украина была представлена во всех региональных проектах", - заявил он. По словам Ющенко, речь идет, в частности, об участии Украины в деятельности ОЧЕС, ГУАМ, Совета Европы. Кроме того, Ющенко добавил, что украинской власти для формирования "устоявшегося национального имиджа", в частности, в контексте евроинтеграционного курса еще нужно много сделать.
"Украинский президент обладает слабой чувствительностью, неким "тугоумием" по отношению к идеальным аспектам функционирования политики и общества. Иначе говоря, он понимает только такой язык, который связан с ударами ниже пояса", - считает В.Лупаций. Отсюда - многочисленные провалы в политике Ющенко, неэффективность его усилий, направленных на сближение с Западом. В.Лупаций отметил некоторую "необъяснимость" этой политики. "Ющенко - один из немногих украинских политиков, кого можно назвать оторванным от жизни человеком. Его политическое поведение вызывало и вызывает недоумение. Его политические конкуренты считают, что те вещи, к которым он апеллируют, имеют отношение скорее к мифотворчеству, чем к реальной жизни. Его же поступки имеют весьма отдаленное отношение к реальной жизни и политике", - утверждает политолог.
Тем не менее, по его словам, проводимую украинским президентом программу по улучшению имиджа страны надо рассматривать, прежде всего, как средство, с помощью которого Украина намерена пытаться ускорить свое вхождения на мировой рынок. Кроме того, добавил В.Лупаций, Ющенко формирует положительный имидж Украины еще и для того, чтобы поскорее вступить в Европейский Союз.
Отметим, что финансирование программы по улучшению имиджа Украины осуществляется из госбюджета Министерства образования, другими органами исполнительной власти, а также за счет средств местных бюджетов. Но, как показывает практика, деньги по непонятным причинам не доходят до конечного адресата. К примеру, в декабре 2005 года МИД Украины провел тендер на закупку услуг на сумму 2,5 млн долларов для формирования положительного имиджа Украины за рубежом. Победителем тендера стала харьковская экспертно-консалтинговая фирма "Конгломерат". Итоги конкурса были оспорены в суде другими участниками тендера, и хотя Тендерная палата и суды нескольких инстанций указали на ошибки в проведении тендера, имя победителя не изменилось. Но уже в июне 2006 года пресс-служба МИД заявила, что договор с "Конгломератом" расторгнут из-за плохого качества услуг. Однако 2,5 млн долларов "Конгломерат" так и не вернула. Кампания по популяризации НАТО, на которую из госбюджета было выделено 5 млн гривен (около 1 млн долларов) также оказалась провальной. За эти деньги МИД обещал напечатать брошюры о НАТО, а также снять документальный фильм. Ни того, ни другого украинские граждане, к счастью, так и не увидели.