Первым делом - самолеты 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Первым делом - самолеты

21.08.2007

Проблемы авиастроения обсудит сегодня в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.
Первый вице-премьер ознакомится с ходом аэродинамических испытаний нового российского регионального самолета Superjet 100.
Помимо того, Сергею Иванову продемонстрируют исследования, которые ведет институт в области создания перспективных образцов авиационной техники, сообщает Интернет-портал "Реальная экономика".
Самолет Superjet 100 должен прийти на замену выработавшим свой ресурс авиалайнерам Ту-134 и Ту-154.
Запуск нового лайнера в серийное производство намечен на 2008 год.
Уже заключены контракты на поставку 86 лайнеров SuperJet-100 компаниям "Аэрофлот", "ЭйрЮнион" и итальянской Itali.
Объем рынка самолетов семейства Superjet-100 до 2023 года оценивается в 5,5 тысячи единиц, передает РИА "Новости".

Слово эксперту:
Владимир Дерновой, эксперт-аналитик "Звезды"


Слагаемые успеха


Посещение первым вице-премьером РФ Сергеем Ивановым Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) накануне открытия Международного авиационно-космического салона МАКС-2007 - событие символичное. В связи с этим вновь и вновь возникает вопрос: какие шаги следует предпринять, чтобы в ближайшие годы российская авиация вошла в число мировых лидеров?

ЦАГИ по праву считается флагманом мирового авиастроения. С 30-х годов прошлого века здесь испытывались все отечественные самолеты, ракеты и вертолеты. Институт сотрудничает с крупнейшими институтами Европы и Северной Америки. Здесь с фирмой Боинг прошли исследования прочности авиационных конструкций, безопасности полетов, воздействия авиации на окружающую среду лайнеров Боинг-757, Боинг-777. Выполнены работы по амбициозному проекту Боинг-787 "Мечта", созданного из композитных материалов. В ЦАГИ исследовали и крыло нового европейского широкофюзеляжного самолета А-380. Все это говорит об огромном потенциале нашей науки.

И если в области аэродинамики Россия сохранила лидерство, то бытует мнение, что в создании авиационных композитных материалов мы отстаем. И это несмотря на то, что во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) за последние годы созданы материалы и технологии на десятки лет, опережающие научную мысль и опыт самых развитых стран. Среди них теплозащита "Бурана", которая существенно превосходит ту, что установлена на американских шатлах. ВИАМ создал высокоградиентную технологию литья лопаток авиадвигателей с монокристаллической структурой. По оценкам специалистов Дженерал электрик, она в 30 раз эффективнее того, что сейчас применяется на Западе. ВИАМ стал партнером компании Эрбас в реализации нескольких международных проектов, по созданию авиатехники нового поколения. Боинг выбрал именно ВИАМ в качестве компаньона по строительству пассажирского самолета из композиционных материалов. В Центре созданы материалы и для истребителя пятого поколения.

Чертежи истребителя пятого поколения уже сданы в производство. В ЦАГИ идут аэродинамические испытания регионального самолета Superjet 100, с ходом которых познакомили Сергея Иванова. Завершены испытания Ту-334, правда, пока что в производство лайнер внедряется очень медленно. В стране до недавнего времени было четыре проекта регионального самолета и только недавно государство определилось с выбором.

Активное вмешательство государства требуется и в создание отечественной авионики нового поколения. Есть отдельные решения и программы, которыми мы можем гордится. Однако перспективы развития отечественной авиации и экспортеры требуют, чтобы все электронные системы не уступали зарубежным аналогам. Для решения этих вопросов, конечно, без помощи государства не обойтись. И в последние годы оно, как говорится, повернулось к авиации лицом. Начали создаваться корпорации, холдинги, появились заказы - государство взялось за возрождение отечественного авиапрома. Но, вместе с тем, научные центры и предприятия продолжают платить высокие налоги и таможенные пошлины. Справедливости ради заметим: многими из них предоставлены незначительные льготы.

Если, например, производить наукоемкий товар в научных центрах, то их могут лишить аккредитации, поскольку в Законе "О науке" записано, что 70 процентов деятельности ГНЦ должны составлять научно-исследовательские работы, и только 30 процентов контракты по хозяйственным договорам. Как же тогда повышать инновационную активность? Государство должно установить такие правила, которые бы стимулировали ее. Для активной работы научных организаций нужно снять многие барьеры, в том числе - и финансовые. В частности, по Закону "О науке", необходимо на нее расходовать четыре процента ВВП. Пока же тратится менее двух процентов от расходной части бюджета. А, например, в США - 2,8% от внутреннего валового продукта. Но ведь ВВП и бюджеты у нас разные! И если мы не хотим отстать от передовых стран, то расходы на науку должны быть соизмеримы с ее потребностями.

По мнению экспертов, чтобы научные центры развивались и не ждали дотаций из бюджета, необходимо разрешить им 50 процентов прибыли использовать на приобретение нового оборудования, не облагая эти средства налогом на прибыль. Пока же, нередко, научные организации, которые поставляют наукоемкую продукцию или покупают экспериментальную технику, находится примерно в таких же условиях, как и нефтедобывающие компании.

Но даже в столь трудных экономических условиях достижения у отечественной авиации, безусловно, есть. И они будут продемонстрированы на МАКСе. Среди них технология полного цикла создания цифровой картографической информации, которая позволяет значительно повысить качество навигации, наведения, целеуказания и безопасности полетов, а также варианты глубокой модернизации всего нынешнего модельного ряда авиатехники.

Как недавно заявил президент ОАК Алексей Федоров, с 2007 года по 2025 год корпорация выпустит около 4,5 тысячи самолетов. Две трети из них будут гражданскими и транспортными. По подсчетам экспертов это около 250 самолетов в год. Для сравнения: советский авиапром во времена своего расцвета выпускал всего лишь около 150 магистральных самолетов. Судя по энергичной деятельности лидеров отечественного авиапрома, эти планы недалеки от воплощения в жизнь, что может создать реальные предпосылки для научно-технического прорыва России в строительстве лайнеров будущего.

НТК "Звезда"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме