Отец Владимир подчеркнул, что, по сути дела, Швыдкой говорит о необходимости реанимации известного по советским атеистическим временам "морального кодекса строителей коммунизма". "Все эти деятели, подобные Швыдкому, по-прежнему существуют в парадигме партаппаратчиков брежневских времен. К слову сказать, Швыдкой - один из самых циничных деятелей культуры современной России, который более чем кто бы то ни было приложил усилия, направленные на деморализацию и разложение общества. Достаточно вспомнить поражающие своей пошлостью и цинизмом телепрограммы, в которых он выступал в качестве ведущего. Теперь же этот деятель как будто бы спохватился и стал призывать к нравственным идеалам", - отметил ученый.
Говоря о проблемах, связанных с ролью и местом интеллигенции в российском обществе, отец Владимир подчеркнул, что "ХХ век – это, по сути дела, век, в котором состоялся суд истории и, я бы даже сказал, божественный суд над интеллигенцией". "В дни революции 1917 года интеллигенция совершила акт сословного интеллектуального самоубийства. В советское время, как никогда и нигде ранее, интеллигенция жестко контролировалась государством. В ее среде процветали доносы, предательство и прочие отрицательные явления. Что же касается диссидентского движения, то, с одной стороны, в его деятельности существовал определенный элемент благородства, но в еще большей степени оно было политически ангажировано и, вообще, не могло существовать без санкции спецслужб. Доходило до абсурда: люди становились диссидентами для того, чтобы эмигрировать в США или в Израиль", - отметил отец Владимир.
По его словам, именно диссидентствующая интеллигенция подготовила государственный переворот 1991 года, но, как и в 1917 году, оказалась неспособной воспользоваться своей победой. "Сейчас она деморализована еще больше, чем при Хрущеве и при Брежневе. Ныне интеллигенция презирается обывателями, заброшена государством и оказывается невостребованной обществом. Многие физики и математики, для того, чтобы прокормить семью, вынуждены становиться чернорабочими и лавочниками. В стане интеллигенции нет сегодня единства во взглядах - интеллигенция расколота и деморализована. И, конечно же, в настоящее время перед обществом стоит важная задача, заключающаяся в необходимости ее возрождения. Другой вопрос - каким образом будет осуществляться это возрождение", - подчеркнул ученый.
По его мнению, то, что сегодня предлагает Швыдкой, а именно, передать вопросы морали и нравственности исключительно в ведение только интеллигенции, чревато страшными последствиями. "Может повториться ситуация, имевшая место в русской истории перед 1917 годом. Именно тогда интеллигенция рискнула заменить собою Церковь. Интеллигенты взамен почитания святых мучеников стали создавать культы и культики разного рода революционеров, которые, по их мнению, страдали и подвергались преследованиям за "высокие" идеалы "свободы", "равенства", "братства", "коммунизма", "демократии" и т.д. При этом культ народовольцев и прочих революционеров сопровождался соответствующим паралитургическим священнодействием. Все это оказалось непригодным и губительным для русского общества в целом", - отметил отец Владимир.
Он выразил надежду, что позицию Швыдкого разделяют далеко не все представители российской интеллигенции. "Конечным арбитром в вопросах морали и нравственности должно оставаться духовенство, – считает он. – Так было на Руси испокон веков. Нарушение этого правила всегда приводило в русской истории к трагическим последствиям".
Русская линия