По его мнению, при реализации этой программы возникнет множество трудностей. Во-первых, могут возникнуть сложности с определением критериев, по которым будут выбираться "коррупционногенные" должности. М.Старшинова особенно беспокоит, кто будет осуществлять этот выбор. Поскольку "попадание в список будет означать своеобразную "черную метку" для того, кто занимает эту должность", уверен он, есть опасение, что в случае, если одному чиновнику будут предоставлены полномочия "мочить" другого, "мы лишь спровоцируем появление нового межчиновничьего подвида коррупции". М.Старшинов утверждает, что в данном случае властям придется решить пресловутую проблему, которая заключается в том, как проверить проверяющих. "Кто проконтролирует чистоту рядов "обвинителей"?", - вопрошает представитель "Справедливой России".
По его мнению, может возникнуть вторая, не менее важная, проблема, а именно, может возникнуть ситуация, при которой честный чиновник, заняв "коррупционногенную" должность, будет оскорблен тем, что его должность стоит под подозрением властей. М.Старшинов уверен, что честный чиновник, занимающий такую должность, будет воспринимать такое отношение к своей должности как покушение на свое доброе имя и достоинство. Кроме того, по словам М.Старшинова, введение перечня коррупционногенных должностей является социально-опасным, поскольку при появлении такого перечня произойдет "искусственное расслоение чиновников на 2 класса: "честные" и "коррупционногенные"". При этом чиновник будет отождествляться со своей должностью, уверен М.Старшинов, который считает, что честный чиновник, занимающий коррупционногенную должность, может восприниматься обществом как коррупционер. "Стоит только общественности узнать, что должность чиновника потенциально коррупциогенна, как отношение к нему будет негативным. Подобным образом закон провоцирует возрастание социальной напряженности в обществе", - считает М.Старшинов.
"Программа предлагает создавать для чиновников специальные этические семинары. Я полностью согласен с необходимость менять сам менталитет государственного служащего. Однако только участия в подобных семинарах явно недостаточно. Несколько лет назад были приняты правила профессиональной этики государственных служащих. Несмотря на то, что данные правила были приняты и даже опубликованы, широкой огласки они не получили. И в этом заключается ошибка", - заявил представитель "Справедливой России". По его мнению, необходимо ознакомить граждан с этическими правилами, которых обязаны придерживаться чиновники; необходимо организовать широкую информационную кампанию, чтобы каждый россиянин знал, чему обязан следовать государственный служащий при исполнении своих обязанностей. "Тогда контролировать чиновников будет непосредственно гражданское общество. И только таким образом мы сможем добиться уменьшения масштабов и, в итоге, искоренения коррупции", - полагает М.Старшинов.
Стоит сказать, что в России регулярно появляются идеи о введении тех или иных мер, которые могли бы снизить уровень коррупции. Например, в конце марта 2007 года Президент России Владимир Путин поддержал предложение лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова ввести конфискацию имущества коррупционеров и возложил на сенаторов ответственность за принятие такого закона. По мнению же депутата Государственной Думы Андрея Самошина, воплощение этой инициативы может иметь много трудностей: "Сегодня ситуация такова, что коррупционер может формально ничем и не владеть, расписав все свое имущество на близких и дальних родственников. Поэтому крайне важно детально проработать меры, которые бы позволили перекрыть все лазейки для ухода чиновника-преступника от ответственности".
Стоит отметить, что с коррупцией борются не только в России, но и в остальном мире. Например, в Китае чиновников, уличенных в коррупции, приговаривают к смертной казни. Россия сейчас находится в поисках эффективных механизмов и методов борьбы с коррупцией. Будущее покажет, какой из способов борьбы выберет российская политическая элита. А тем временем споры о этих способах продолжаются.