В том, что к "марш-броску" австралийского пастора в город, претендующий на статус "исламской столицы" России, готовились загодя, легко убедиться, заглянув на официальный сайт "Западно-Российского Союза церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня". "В Казани, - сообщалось там месяц назад, - с 28 июля по 25 августа пройдёт Евангельская программа пастора Джона Картера (Австралия) при участии российского евангелиста и президента Волжского объединения Вадима Бутова. Благодаря труду австралийского проповедника в Евро-Азиатском отделении церкви АСД создано около 50 общин, 15 из них - в Западно-Российском объединении. Джон Картер также активно помогает строить в России молитвенные дома и церковные учреждения".
Однако в самой Казани Джон Картер благоразумно предпочёл не афишировать и не конкретизировать религиозно-проповеднический статус своего визита. В пёстрых глянцевых буклетах и прочей рекламной продукции, наводнившей в последнее время Казань, ничего не сообщается о миссионерской цели его "историко-просветительной" деятельности. И лишь в нижних углах этих буклетов и "программок" мелким шрифтом значится: "Организатор мероприятия - Христианская Церковь адвентистов седьмого дня г. Казани".
Чего же так стыдится этот знаток "библейской археологии", зазывающий казанских обывателей "сделать удивительные открытия" посредством своего "живого слова"? Почему сиднейский пастор и его местные единоверцы не пишут и не говорят казанцам открыто о своей конфессиональной принадлежности и целях проведения этих "иллюстрированных лекций"? Что их так смущает? Не иначе, как откровенный прозелитский характер сего действа? Ведь несут-то они своё "живое слово" не блуждающим по не окученной духовной пустыни диким языческим племенам, а "миру и граду", где ещё в средние века прочно укоренился ислам, а в 1579 году была явлена чудотворная Казанская икона Божьей Матери.
Впрочем, судя по заявленным в "программке" темам лекций, уже, начиная со 2 августа, занимательные "археологические" рассказы обретут вполне осязаемую религиозно-проповедническую направленность: "Умершие, погребённые и воскресшие", "В поисках Содома и Гоморры", "Последнее предзнаменование перед Армагеддоном", "Появление ужасного антихриста", "Антихрист уже действует" и т.д. Завершится же этот проповеднический цикл "лекциями" на тему "Печать зверя", "Непростительный грех", "Родиться дважды или дважды умирать?" и "Что есть небо и где оно?". Апофеозом данной ретроспективы "поразительных чудес", как показывает прежняя адвентистская практика Джона Картера, скорее всего, станет массовое крещение "вновь обращённых" и создание новых общин. Но столь предсказуемое окончание месячного "сериала", естественно, тоже не афишируется: "клиент" ещё, что называется, не созрел.
Между тем, из всех "чудес", окружающих деятельность Джона Картера и его единоверцев, самым большим является, пожалуй, то, что им удалось заполучить под свои "лекции" одно из самых вместительных спортивных сооружений Казани - так называемый "Баскет-холл", расположенный в центре Казани в самом тесном соседстве с двумя старообрядческими церквями и строящимся католическим костёлом. Остаётся только догадываться, сколько пекущиеся о просвещении "блуждающих во тьме" казанцев "археологи" выложили за аренду зала вместительностью десять тысяч человек.
Понятно, что в наше время деньги открывают любые двери, но почему местные власти не удосужились хотя бы проинформировать горожан о проповедническом характере этих лекций? Для чего тогда вообще нужен Совет по делам религий, действующий при правительстве Татарстана: только ли для того, чтобы руками своего председателя возводить препятствия на пути традиционных конфессий и плести бесконечные интриги? Или одновременно с открыванием дверей те же деньги закрывают и некоторые рты? Ясно, как Божий день, что прекрасно срежиссированная и проплаченная миссионерская акция длинной в месяц, собравшая в первые дни многотысячную аудиторию, может быть весьма неоднозначно воспринята местными православными и мусульманами. Тем более, что при ближнем рассмотрении она сильно смахивает на практику конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда любой проповедник с мешком денег мог беспрепятственно зафрахтовать любой стадион или дворец спорта. Что за "чудеса в решете" из этого получились, все мы, к сожалению, прекрасно знаем. Так зачем же заново наступать на одни и те же грабли?