Иконография явленной иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных, прославленных в Церкви икон Богородицы. На этой иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче - спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом. Подобное изображение Богоматери в Византии называли - Никопея ("Победотворная"). На Валааме икона получила название "Местная Валаамская".
Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров Валааму, и Свое особое присутствие на Валааме. "Там живу. Меня увидишь на Валааме", - эти слова являются откровением Божией Матери о Валааме. Валаамский образ стал знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона. "Северный Афон" - стало вторым духовным именем Валаама. Валаамская икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через неё Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор в Свое сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская. С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории является на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражается полнота достоинства Божией Матери как Царицы неба и земли.
Богородица зрится на иконе будто огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец - Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия. В нижней части иконы, игуменом Гавриилом была вложена частица Ризы Божией Матери. На Валааме сразу установилось почитание иконы, перед которой часто служились молебны, происходили исцеления, совершались знамения. Когда было основание Смоленского скита, первоначально предполагалось освятить его в честь Валаамской иконы Божией Матери, но так как икона не была еще официально прославлена, это посчитали преждевременным. Название "Валаамская" стало для этой иконы не просто обозначением места её прославления, но выражением её таинственной связи с Валаамским монастырем и его основателями.
После революции икона разделила с братией скорбь исхода из монастыря. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона вместе с Валаамскими иконами ушла в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими "Новый Валаам", главной святыней которого стал Валаамский образ Божией Матери. Сейчас явленная икона находится в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, а у нас в России в Валаамском монастыре находится один из чудотворных списков у которого уже произошло так же большое количество исцелений и чудотворений.
Паломнической службой Валаамского монастыря организован паломническо-туристический рейс на т/х "Суворов", на котором более 300 людей посетят праздничное богослужение и для которых так же подготовлен праздничный обед в монастырской трапезной. После окончания которой каждый гость получит памятный подарок - брошюру "Сказание о Валаамской иконе Божией Матери".
Русская линия