В основе политики Джорджа Буша и Кондолизы Райс, которых Матузов назвал "христианскими фундаменталистами", по его мнению, также лежит религиозный, протестантский взгляд на ближневосточные процессы, и этот взгляд "идентичен иудейскому представлению". Между прочим, "в Русской Православной Церкви не разделяют таких подходов", - отметил Матузов. Он также выразил убеждение, что все религии созданы с благими намерениями, и там, где появляется фанатизм и исчезает логика, надо искать чьи-то корыстные интересы.
"Сейчас разжигается шиитско-суннитское противостояние. Я жил в Ливане, Сирии, и никогда между суннитами и шиитами не было таких проблем, как сейчас. Американцы добились своих целей. И даже если завтра из Ирака выведут войска и там начнется страшная гражданская война, американцы переживать не будут - они переключатся на Иран, потому что их задача - дестабилизация, а не стабилизация", - считает Матузов.
Другой участник "круглого стола" - бывший посол России в Ливии (в 1992-1996 годах) и Тунисе (в 2000-2006 годах) Алексей Подцероб, напротив, прогнозирует, что влияние религиозного фактора в будущем "пойдет вниз". "Но это будет не завтра, а послезавтра, в отдаленной перспективе. Пока же роль этого фактора сохранится на прежнем уровне, или будет даже возрастать", - добавил эксперт.
Что касается настоящего времени, то, по мнению Подцероба, фундаменталистский ислам действительно играет дестабилизирующую роль. Однако правящие режимы настроены на другой - умеренный, реформаторский ислам, способствующий интеграции и стабилизации. В борьбе с экстремизмом Подцероб советует брать пример с Туниса, который, по его оценкам, достиг в этой области наибольших успехов благодаря не только секуляризации, но целому комплексу мер в экономической, социальной, политической и идеологической сферах.
Согласен с дипломатом президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Александр Игнатенко: "Сейчас роль религиозного фактора настолько высока, что следующим этапом будет ее падение. Уже отслеживается секулярная, антиконфессиональная тенденция в политике". По словам Игнатенко, события последних лет и, в особенности, последних месяцев в Ираке, Ливане и Палестинской автономии демонстрируют, что "политизирование ислама оказывается фактором дестабилизации и дезинтеграции обществ".
Эксперт отметил, что гражданская война между суннитами и шиитами мешает противостоять иностранной оккупации в Ираке, аналогичная ситуация наблюдается в Ливане, противостояние религиозной группировки ХАМАС и более светской группировки ФАТХ является причиной "раскола и массы проблем" в Палестинской автономии. Кроме того, под прикрытием борьбы за религиозные идеалы на территории этих стран проникают политизированные "Аль-Каида" и связанные с ней экстремистские группировки, сказал Игнатенко.
"Государственные, политические и общественные деятели Ближнего и Среднего Востока сегодня все больше осознают, что политический ислам - это инструмент, который не решает, а обостряет и усложняет проблемы", - отметил Игнатенко. По его наблюдениям, на страницах арабских газет, на улицах и в кофейнях снова становится популярным лозунг "Религия для Бога, а родина для всех!". "Вот лозунг завтрашнего дня", - считает глава Института религии и политики.
Русская линия