В Казани проходит День славянской письменности и культуры

В честь праздника по улицам столицы Татарстана торжественно провезли "Евангелие Тверское" XV века

0
91
Время на чтение 3 минуты
Сегодня в Казани проходят торжественные мероприятия, приуроченные к празднованию Дня славянской письменности и культуры, сценарий которых несколько пополнился по сравнению с предыдущими годами, передаёт наш собственный корреспондент в столице Татарстана.

День славянской письменности и культуры в Казани (2007 г)В 8.30 утра в Богоявленском соборе Казани, где был крещён великий русский певец Ф.И.Шаляпин, была совершена литургия, за которой последовали торжественный молебен в память Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славянских, и крестный ход вокруг храма. Их организаторами выступили Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан (АНКО РТ), Общество славянской культуры города Казани и Православное братство святителя Гурия, возглавляемое настоятелем собора о. Олегом Соколовым. Вечером - в 18.30, в рамках праздника "Свет Христов просвещает всех", в одной из аудиторий Казанского государственного университета пройдёт также традиционный "Концерт духовной и русской музыки". Всё это, если так позволительно выразиться, - общественная "версия" праздника, которую в нынешнем году дополнила и "версия" официальная.

Ближе к полудню торжества продолжились на подступах к Казанскому Кремлю и на территории расположенного в нём Благовещенского (бывшего - Кафедрального) собора. Организаторами данной "версии" праздничных мероприятий стали министерство культуры республики, Казанская епархия РПЦ и Национальный музей Татарстана. Начало им было положено торжественным провозом по центральным улицам города в Казанский Кремль самого раннего памятника церковной коллекции Национального музея Татарстана - рукописного "Евангелия Тверского" XV века, в котором приняли участие казанские суворовцы, студенты Казанского государственного университета и многочисленные учащиеся местных средних учебных заведений. Священное Писание, помещённое в специальную прозрачную витрину-футляр, пронесли маршем к Благовещенскому собору молодые курсанты, выстроившиеся затем на площадке перед храмом. За ними последовали пришедшие на праздник люди, большинство из которых составляла молодёжь школьного возраста.

Евангелие Тверское 1478 годаОсобого упоминания при этом требует сам священный раритет, вокруг которого развернулось основное действо. "Евангелие Тверское", получившее название по месту его написания, появилось на свет "в лето 6986" (то есть в 1478 году) "при благовернем великом князе Михаиле Борисовиче", и предположительно входило в число книг, привезённых в Казань после завоевания Казанского ханства святителем Варсонофием (игуменом Песношского монастыря под Москвой) - одним из первых христианских просветителей местного края, посланным сюда с православной миссией, вместе со святителями Гурием и Германом, Царём Иваном IV Васильевичем. "Евангелие, - пишет о книге известный казанский филолог Геннадий Николаев, - в четвертку написано красивым полууставом и содержит 322 листа. Рукопись украшена четырьмя цветными миниатюрами евангелистов, переплёт обтянут бархатом и имеет серебряные застёжки. Евангелие представляет собой один из ранних списков служебного четвероевангелия, соединяющего в себе тетр и апракос".

Помимо богослужебного и церковно-исторического значения, "Евангелие Тверское" имеет и важное филологическое значение, являясь уникальным памятником русского языка. "Во-первых, - подчёркивает тот же учёный, - оно несёт в себе особенности тверского диалекта. (...) Во-вторых, как памятник XV века, оно может служить основанием для сравнения при изучении евангельских текстов, начиная с Остромирова апракоса XI века, и выяснения тенденций развития техники и искусства перевода церковно-книжных произведений".

С именами трёх казанских первосвятителей было связано становление во второй половине XVI века книжного дела в Казанском крае, а принадлежавшие им книги (в том числе - дарованные Царём Иваном IV Васильевичем) вошли позже в состав одной из первых местных библиотек - библиотеку бывшего Кафедрального Благовещенского собора. После разорения соборной ризницы представителями богоборческой власти ряд реликвий попал в местные музейные хранилища, в том числе - и "Евангелие Тверское". Поэтому возвращение (пусть и временное) знаменитой книги в Благовещенский собор уже само по себе является символическим событием.

День славянской письменности и культуры в Казани (2007г)После прибытия "Евангелия Тверского" на площадке перед собором состоялось официальное открытие Дня славянской письменности и культуры, в котором приняли участие архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), министр культуры республики Зиля Валеева, председатель Правления АНКО РТ Сагит Джаксыбаев и другие лица. Актёрами Казанского государственного театра юного зрителя было дано небольшое костюмированное представление, во время которого прозвучали отрывки из древнерусских литературных произведений.

Затем торжества переместились в Благовещенский собор, где казанским архиереем была отслужен торжественный молебен в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, в котором приняли участие хоры Казани под руководством регента Петропавловского собора Виктора Кадырова. Учитывая незначительный масштаб торжеств, День славянской письменности и культуры нельзя, конечно, назвать не только республиканским, но общегородским праздником. Однако, по крайней мере, в Год русского языка он отличается большим разнообразием и вниманием к себе местных официальных лиц, отвечающих за "культурную политику".
Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24